| 
 Народы мира
 
 Костюмы народов мира
 
 Жилища народов мира
 
 Религии мира
 
 Страны мира
 
 Международные организации
 | АшантиСтраны проживания: ГанаРегион проживания: Африка
 
 АШАНТИ, асанте, или асантефо (самоназвание — «объединившиеся для войны»), ашантийцы, асианте, тон, тонава, 
камбон, камбоси, народ группы акан в центральных районах Ганы. Живут между рек Вольта и Тано (области Ашанти 
и Бронг-Ахафо). Численность 3,3 млн. человек. Родственные народы: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др. 
Относятся к негрской расе большой негроидной расы. Языки ашанти, аквапим и ачем, часто рассматриваются как 
диалекты языка чви (тви) — чви каса. Письменность на латинской основе с 19 в. Сохраняют традицмонные верования, 
есть христиане (католики и англикане), мусульмане-сунниты.
 
 Этническая общность ашанти сформировалась в середине 18 — начале 19 вв. в результате консолидации аканских групп 
на территории Конфедерации Ашанти (около 1700—1896), возникшей как военный союз нескольких племён-вождеств (оманов). 
Во главе конфедерации стояли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема), часто называемая 
королевой-матерью, и совет старейшин, состоявший из оманхене и военных вождей (асафохене). Экономика 
Конфедерации Ашанти основывалась на работорговле и посреднической торговле золотом и орехами кола. 
Опираясь на сильную военную организацию, правители Ашанти завоевали право на монопольную торговлю с 
европейцами и к началу 19 в. контролировали почти всю территорию современной Ганы. Основными компонентами 
структуры омана являлись позднепервобытные общины (акура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды (абусуа), 
патрилатеральные группировки (нторо) и подразделения военной организации (асафо). Возникло деление на знать, 
свободных общинников и рабов.
 
 Основные традиционные занятия — ручное циклично-залежное земледелие (ямс, маниок, таро, батат, земляной орех, 
просо, кукуруза, сорго, рис, ананасы, цитрусовые, бананы, бобовые, томаты, овощи, возделывание масличной 
пальмы и дерева кола), животноводство (мелкий рогатый скот, свиньи, птица), золотодобыча. Охота, рыболовство 
и собирательство имеют вспомогательное значение. Работают по найму на плантациях какао, лесоразработках, в 
горнодобывающей промышленности и на промышленных предприятиях в городах. Из ремёсел развиты кузнечное, 
художественная обработка золота, серебра, бронзы (чеканка, ковка, литьё), гончарное, ткацкое, резьба по 
дереву. Традиционные дома четырехугольные в плане, из деревянных жердей, обмазанных глиной, с земляным 
полом, с двускатной крышей, покрытой пальмовыми листьями, травой или железом и шифером. Традиционная 
одежда — кенте и адинкра (праздничное кенте с тиснённым специальными штампами орнаментом). Пища в 
основном растительная (различные каши, похлёбки, варёные и печёные овощи и корнеплоды с острыми 
приправами и пальмовым маслом), а также мясная и рыбная. Живут большесемейными общинами; брачное 
поселение билокальное, практикуется полигиния. Счёт родства матрилинейный с элементами патрилатеральности. 
Система родства переходная от ирокезского к арабскому типу. Сохраняют культ предков (асаманфо), объектом 
которого были вожди и старейшины, культ сил природы, особенно духов рек и др. водоёмов. Имеются пантеон 
духов (обосом) и представление о сверхъестественном существе Ньяме (небесное божество, демиург, перво-предок) 
и хтоническом божестве Асасе. Широко распространены фетиши-обереги (сумам). Ежегодно в сентябре устраивается 
праздник Оджира («очищение»), а через каждые 6 недель — Великий (Большой) Адаэ или Малый Адаэ поочерёдно, 
тесно связанные с культом предков и др. традиционными верованиями. Ньяме и Асасе наряду с мудрым пауком 
Анансе — постоянные персонажи фольклора и мифов.
 
 
 
		 |