Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Бамбара

Страны проживания: Мали
Регион проживания: Африка

БАМБАРА, бамана (самоназвание, вероятно, «составляющие основу», «объединители»), народ группы мандинго в западной и центральной части Мали (2,7 млн. человек), в Кот-д'Ивуар (230 тыс. человек), Гвинее (30 тыс. человек), Мавритании (20 тыс. человек), Гамбии (10 тыс. человек), небольшие группы — в Буркина Фасо и Сенегале (верховья рек Нигер и Сенегал). Общая численность 3,49 млн. человек, из них в Мали 2,7 млн. человек. Первоначально «бамбара» называлось арабами всё немусульманское население Западного Судана. Говорят на языке бамана — основной язык межэтнического общения в Мали; имеет локальные говоры, важнейший — говор Сегу. Складывается литературный язык на основе говора Бамако. Распространён также французский язык. Письменность на латинской основе. Большинство бамбара — мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиционные верования.

Предки бамбара жили на востоке Древнего Мали (XIII—XVI вв.). Сложение бамбара связано с возвышением раннеполитического образования Сегу, где бамбара составили управленческий и военный аппарат. Экспансия Сегу вызвала выделение локальных групп бамбара в границах раннеполитических образований Каарта, Беледугу, Кенедугу, Мегетан и др. До конца XIX века бамбара упорно сопротивлялись мусульманским завоевателям, стремившимся объединить Западный Судан, опираясь на поддержку французов (ислам распространяется с середины XIX века).

Бамбара составили значительную часть французских колониальных войск — «сенегальских стрелков». В XX веке бамбара участвовали в антиколониальном движении, подняли крупное восстание 1915—16 в Беледугу. В Мали бамбара составляют этническую основу культурной консолидации.

Основное занятие — ручное переложное земледелие. Зерновые культуры (просо, рис, кукуруза) выращивают мужчины, огородные (томаты, тыквы, арбузы, пряности) — женщины. Товарные культуры — хлопок, арахис и др. Разводят коз и овец, крупный рогатый скот выменивают у фульбе. Развиты ремёсла: кузнечное, ювелирное, гончарное (среди жён кузнецов), прядение (среди женщин), ткачество (среди мужчин).

Традиционное жилище — суданского типа, сырцовое, круглое, с конической соломенной крышей на каркасе из прутьев, в районах, прилегающих к Сахаре, преобладает прямоугольное, обмазанное глиной, с плоской крышей (из веток и стволов с обмазкой глиной).

Традиционная одежда у мужчин — короткие штаны (куруси) и короткая рубаха без рукавов (глоки), на голове — ромбовидная хлопчатобумажная шапочка (бамада); у женщин — запашная юбка (тафе). Распространяется, особенно в городах, европейский костюм.

Основная пища — каши (из проса, риса) с мясными, растительными и рыбными соусами, напитки — пиво, пальмовое вино.

В традиционной кастовой иерархии высший слой составляли земледельцы-воины (они же могли заниматься ткачеством), средний — кузнецы, низший — странствующие певцы-гриоты. В предколониальный период характерны исключительная роль военной организации в системе управления, появление личнозависимых категорий населения — рабов (джон-у), тенденция к закреплению основной массы земледельческого населения на земле и т. д. Сохраняется родовое деление (с предпочтительной эндогамией в пределах объединения союзных родов), отражающееся в системе родовых имён — джаму.

Счёт родства патрилатеральный. Существуют половозрастные институты, тайные союзы (Комо, Коре, Нтомо и др.). Сохраняется большая Семья (ду). Брак вирилокальный, распространена полигиния. Деревенская община (дугу) управляется советом старейшин и возглавляется старшим мужчиной из семьи основателя деревни (дугу-тиги). Семья занимает в деревне отдельный квартал: жилые, хозяйственные и культовые постройки, загоны для скота и др.

В традиционной духовной культуре чётко прослеживаются взаимно переплетённые пласты охотничьей, кузнечной и земледельческих субкультур. Сохраняются культ предков, сил плодородия, космогонические мифы, магия, эзотерические обряды с масками, элементы политеистического пантеона, возглавляемого божеством воды Фаро. Развит фольклор: эпос, исполняемый бродячими певцами-гриотами, сказки, песни, танцы, поговорки.

© 2008—2017 Etnolog.ru