Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Бороро

Страны проживания: Боливия, Бразилия
Регион проживания: Южная Америка

Бороро. Индеец в уборе из перьев.
БОРОРО, ораримугудоге (самоназвание — «люди рыбы орари»), индейский народ в Боливии и Бразилии (на северо-востоке штата Мату-Гросу в двух резервациях и в салезианской миссии, незначительное число в городах штата Мату-Гросу). Численность в Боливии 2 тыс. человек, в Бразилии — 1 тыс. человек. Язык бороро, возможно, отдалённо родственный языкам же. Распространён также португальский язык. Часть бороро — христиане (католики), сохраняют и традиционные верования.

К моменту первого контакта с бразильцами (начало XVIII века) занимали территорию между верховьями рек Гуапоре и Арагуаи, делились по языку на западных и восточных. Западные бороро в основном ассимилированы к началу XX века, их остатки частично влились в восточную группу. Северная часть западных бороро в культурном и антропологическом отношении отлична от остальных (более долихокефальны и выделяются сильным развитием бороды у мужчин); они известны как умутина (самоназвание — балориэ). Ассимилированы бразильцами в 1950—60. Группа бороро при миссии сильно аккультурирована и смешалась с шаванте.

Основные занятия — подсечно-огневое ручное земледелие (кукуруза, горький и сладкий маниок, рис, хлопчатник, табак и др.), а также рыболовство, охота, собирательство.

Мужская традиционная одежда — мешочек из листа, прикрывающий половой орган, на время церемоний — пояс из коры со знаками, указывающими родовую принадлежность. Мужчины прокалывали нижнюю губу, вставляя в отверстие украшение из перьев.

Традиционное жилище — длинные шалаши, с XX века — прямоугольные дома под двускатной крышей (заимствованы у креолов); в каждом доме — расширенная Семья (в миссии — дома для парных семей).

Брачное поселение матрилокальное. Распространена добрачная половая свобода. матрилинейные тотемные роды образуют экзогамные фратрии, дома представителей которых расположены на противоположных концах селения кольцевой планировки. В центре площади — мужской дом.

Погребально-поминальные церемонии и инициации мальчиков с шествиями в костюмах духов-тотемов (до 50-х годов XX века при этом употреблялись гуделки) женщинам видеть запрещено.

С начала XX века среди восточных бороро работают салезианские миссионеры, однако в некоторых селениях сохраняются основные элементы традиционной социальной организации, главные ритуалы и мифология.

© 2008—2017 Etnolog.ru