Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / народы мира / Бразильцы

Бразильцы

Страны проживания: Бразилия
Регион проживания: Южная Америка

БРАЗИЛЬЦЫ, бразильенуш (самоназвание), народ, основное население Бразилии. Численность 149,4 млн. человек, из них 139 млн. человек в Бразилии. Живут также в Парагвае, Аргентине и др. Бразильцы европейского происхождения составляют 50%, метисы и мулаты — 20%, негры и индейцы — 30%. Говорят на бразильском варианте португальского языка. Выделяются диалекты: северный, северо-восточный и южный. Распространён также испанский язык. Среди метисов и индейцев распространён также лингуа жерал — так называемый общий язык, возникший на основе индейских языков тупи-гуарани. Некоторые негры сохраняют африканские языки кимбунду и йоруба. Верующие — в основном католики (около 90%), остальные — протестанты (баптисты, методисты и др.).

Бразильцы в современный период достигли значительной степени консолидации, хотя бразильская нация включает в себя часть не растворившихся в ней этнических групп, которые являются её структурными элементами. Это прежде всего некоторые группы индейцев, европейских иммигрантов, японцы. Эта часть бразильцев обладает двойственным этническим самосознанием.

Характерная черта бразильцев — расово-этническое разнообразие. В процессе формирования бразильцев принимали участие индейцы (коренное население страны — тупи-тапуайя, араваки, караибы и др.), белые потомки португальских колонистов (с XVI века; в их число включаются значительные группы смешанного населения), негры (с середины XVI века). Связующим этническим компонентом между этими разнородными в расовом и культурном отношении группами на протяжении этнической истории бразильцев было смешанное население: мулаты (потомки негров-рабов и португальских колонистов), метисы (дети индианок и португальцев), пардо (потомки индейцев и африканцев).

Основная масса африканцев в Бразилии относилась к банту, йоруба, эве, тви, хауса. Главной сферой использования труда чёрных рабов было производство сахара. В доме богатого рабовладельца иногда жили африканки-наложницы, их дети смешивались с белыми и метисами, образуя своеобразную расово-социальную категорию бразильского общества. Часть традиционных африканских блюд превратилась в излюбленную пищу бразильцев.

Переселение в глубь страны на засушливые плоскогорья (сертаны), в котором участвовали представители всех расовых и социальных слоёв населения — от зажиточных португальцев до беглых негров-рабов, привело к созданию ещё одной группы населения — сертанежу, говоривших на особом диалекте португальского языка. Быстрое растворение белого и негритянского населения среди сравнительно немногочисленных индейцев вело к созданию единого в антропологическом отношении населения с отчётливыми антропологическими признаками индейцев. Основную массу жителей сертанов составляли пастухи. В сертанах сложился особый тип жилища, напоминавший индейский шалаш, но крытый кожей. Особое положение в бразильском обществе занимала группа пардо. Обычно браки между индейцами и неграми заключались в городах, инициаторами их были свободные негры, желавшие «посветлеть». Дети от подобных браков обычно преувеличивали в себе долю индейской крови, ибо переход индейцев и метисов в группу белых осуществлялся легче, чем у негров и мулатов. Процесс формирования бразильской нации в колониальный период тормозила политика метрополии, направленная на утверждение господства малочисленной группы португальцев над преобладающим индейским и африканским населением, юридически закреплявшая разобщённость жителей колонии. Однако развитие экономики страны вело к постепенному укреплению внутреннего единства её населения, быстрому росту его национального самосознания. В ходе борьбы за независимость страны, в которой принимали участие все группы населения Бразилии, преодолевались расово-социальные барьеры.

Отмена рабства (1888), провозглашение Бразилии республикой (1889), развитие промышленности способствовали процессу национальной консолидации бразильцев, который особенно усилился с 20—40-х гг. XX века. На юго-востоке, в центральных и западных районах доминируют элементы европейской культуры. Современная иммиграция в Центрально-Западный район стимулировала строительство новой столицы — города Бразилия.

Наиболее высока доля (около 70%) бразильцев африканского происхождения на северо-востоке Бразилии. Они сохраняют многие черты традиционного африканского быта (жилище, пищевой рацион, приверженность к синкретическим афрохристианским культам). На побережье развито рыболовство; традиционное судно — плот жангада; рыбаки-жангадейро (в основном мулаты и метисы) живут в глинобитных домах с крышами из пальмовых листьев или в соломенных хижинах, крытых черепицей. Во внутренних районах Северо-Восточной Бразилии обитают сертанежу.

На протяжении колониального периода (начало XVI века — 1822) сложилась расово-социальная иерархия. Высшие ступени в ней занимали белые, следующие принадлежали метисам и мулатам (некоторые из них, разбогатев и получив образование, со временем могли войти в группу белых), низшие — неграм-рабам. Происходило и взаимопроникновение индейских, португальских и африканских этнических традиций. Индейцы заимствовали у португальцев ряд трудовых навыков, новые культурные растения (европейские зерновые), домашних животных (лошадей), язык, религию, отдельные обычаи. Португальцы же перенимали у индейцев элементы сельского жилища, местные сельскохозяйственные культуры, некоторые танцы и народные верования и т. п. В португальском языке бразильцев насчитывается до 20 тысяч слов индейского происхождения.

Негры и мулаты, относящиеся к низшим социальным слоям бразильского общества, занимаются малооплачиваемыми видами труда (грузчики, носильщики, дворники, прислуга и т. п.).

В северном районе, охватывающем часть бассейна Амазонки, живут индейцы и метисы-кабокло; основное занятие — сбор каучука (сборщики — серингейро), масличных орехов, ароматических и лекарственных растений. На острове Маражо в устье Амазонки разводят мясные породы скота.

В конце 60-х гг. XX века ситуация в сельском хозяйстве страны существенно осложнилась вследствие массового перехода крупных латифундистов от возделывания кофе, требующего много рабочих рук, к экстенсивному скотоводству. Это привело к значительному скоплению не занятого в производстве сельского населения в аграрных районах как северо-востока, так и юга Бразилии, быстрому росту миграций сельских жителей в города. Свыше 70% населения страны живёт в городах, которые стали главными центрами национальной консолидации и формирования общебразильской культуры.

Синтез европейских, африканских и индейских традиций определил специфику культуры бразильцев; в фольклоре сочетаются мотивы индейских и африканских сказок, легенды о походах во внутренние районы Бразилии; на музыкальный фольклор сильно повлияла африканская музыка; бразильские песни (мод) восходят к португальским. Общенародный праздник — карнавал (с выборами «короля самбы» — главного танца карнавала и т. п.).

© 2008—2017 Etnolog.ru