Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Даргинцы

Страны проживания: Россия
Регион проживания: Европа

ДАРГИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365,0 тыс. человек. Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; важнейшие диалекты — акушинский (на его основе литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Распространён русский язык. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты.

К IX веку (в связи с событиями VI—VII вв.) относятся первые свидетельства арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание этнонима «даргинцы» — XV век. В XIV веке утвердился ислам. К началу XIX века на территории даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России (1813) даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834—59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921 даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В советское время часть даргинцев переселилась на равнину.

С XVI века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1) нижнепредгорный (с частью равнины) — пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый скот); 2) среднегорный — пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный — отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие.

Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со второй половины XIX века усиливается проникновение товарно-денежных отношений. Современное хозяйство даргинцев базируется на традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная интеллигенция.

Основу социальной организации даргинцев составляла сельская община — джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Бульшая часть даргинцев входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи — малая, однако ещё в начале XX века встречались неразделённые семьи. Сохранялись тухумы — патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от одного предка.

Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах — двух- и многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье — двухэтажные и одноэтажные дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа — рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская — платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор — чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Традиционная пища — мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений.

© 2008—2017 Etnolog.ru