Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Гуахиро

Страны проживания: Колумбия, Венесуэла, Панама, Антильские острова
Регион проживания: Южная Америка

ГУАХИРО, ваюу (самоназвание — «люди»), гоахиро, индейский народ группы араваков в Колумбии (до 200 тыс. человек) и Венесуэле (65 тыс. человек), небольшие группы в Панаме и на Антильских островах. Отдельную субэтническую и диалектную группу составляют гуахиро-парауано, смешанные с неграми. Говорят на языке гуахиро (гоахиро). Распространён также испанский язык. Письменность на основе латинского алфавита. Придерживаются в основном традиционных верований, есть католики.

Поселились на полуострове Гуахира, вероятно, в 1-м тысячелетии до нашей эры. До прихода испанцев (XVI век) занимались охотой, рыболовством, собирательством, примитивным огородничеством. Заимствовали у испанцев крупный рогатый скот.

Основное традиционное занятие — полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, мулы). Занимались также рыболовством, птицеводством, собирательством, добычей жемчуга, при наличии источников воды — ручным земледелием (считается малопрестижным занятием). Развиты домашнее прядение и ткачество (в том числе на продажу), производство лепной керамики. Парауано занимаются рыболовством. С 1930-х годов гуахиро переселяются в города.

Делятся на 30 матрилинейных тотемных родов по 5—8 больших матрилиниджей во главе с наследственными вождями. Большие матрилиниджи делятся на малые, составляющие ядро населения одного посёлка (в основном по 10—30 семей). Женщины экономически независимы, имеют право владеть скотом. Сохраняются инициации девочек. Существовали зависимые люди (не имеющие достаточно скота) и рабы (военнопленные и по рождению). Семья малая, реже большая.

Поселения часто обнесены изгородью из кактуса. Жилище прямоугольное или овальное в плане, с плетёными, обмазанными глиной стенами и двускатной крышей. Во время перекочёвок в сухой сезон жилищами служили навесы и заслоны.

Традиционная мужская одежда — набедренные повязки, во время перекочёвок и в торжественных случаях — плащ с широким поясом, за которым держали лук. Волосы перехвачены соломенным обручем или шерстяной повязкой, украшенной перьями. Женщины носили туникообразные платья, после инициации поверх обычного платья — вышитое. Девочки носили пуна — длинные нитки бус из кораллов, раковин, стекла или фарфора, перевязывающиеся крест-накрест; новые бусины присоединялись в зависимости от возраста девушки и достатка её родителей.

Сохраняются мифология, мужской и женский шаманизм, ритуальные танцы (чича-майя).

© 2008—2017 Etnolog.ru