Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Кой-коин

Страны проживания: Ботсвана, Намибия, ЮАР
Регион проживания: Африка

КОЙ-КОИН (самоназвание — «люди людей»); известны также под данным им голландцами названием готтентоты (заики), группа родственных народов на юге Африки: Ботсване — около 25 тыс. человек, на юге Намибии — около 80 тыс. человек и в ЮАР — около 2 тыс. человек. Единого языка у кой-коин ещё не сложилось; лингвисты выделяют более 30 диалектов, принадлежащих к койсанской языковой семье, характерной чертой которой является наличие щёлкающих звуков. Язык использовался для преподавания в миссионерских школах; на нём (латиницей) издавались учебники и религиозная литература. Многие кой-коин знают африкаанс; в наши дни расширяется употребление английского языка. Отличаются сравнительно невысоким ростом (160—170 см), светлой «цвета подсыхающей листвы» кожей; малым прогнатизмом, ранним старением кожи, плоским лицом, наличием эпикантуса и стеатопигии; узким переносьем, чёрными курчавыми волосами, собранными в мелкие пучки. Кой-коин в основном протестанты, сохраняются традиционные верования.

Как полагают, мигрировали на рубеже нашей эры из земель современной Ботсваны (другая версия — из района Межозерья) до реки Оранжевой. Археологические раскопки показывают их присутствие в долине реки 1,5—2 тыс. лет назад. В процессе европейской колонизации часть племён была уничтожена, часть погибла от эпидемий оспы в XVIII веке (как полагают, к середине XVII века кой-коин насчитывали не менее 200 тыс. человек), остальные были оттеснены на юг и северо-запад. Ещё ранее, в XIV—XVI вв. они испытали давление со стороны миграций народов банту (главным образом коса). Общего этносоциального единства не сложилось. Сохраняется самосознание нескольких групп. Крупнейшими являются нама (делящиеся, в свою очередь, на 5 подгрупп) в Намибии и орлам и корана в ЮАР. В первой половине XIX века значительные группы орлам переселились из Капа в Намибию. К кой-коин причисляют себя и некоторые метисные группы, такие, как рехоботеры.

Традиционное занятие кой-коин — скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, козы). Древнее кочевое скотоводство заменилось отгонным, хотя местами (в Ботсване и на юге Намибии) сохраняются традиционные кочёвки. Сохраняется половозрастное разделение труда: выпас мелкого скота — дело мальчиков; уход за крупным рогатым скотом — мужчин; дойка, изготовление простокваши, сбивание в кожаных мешках масла ложатся на плечи женщин. Скот — главное богатство и знак престижа; забивают его в редких случаях (жертвоприношения, свадебные и поминальные пиры и т. п.). Мясную пищу давала охота (главным образом на антилоп). Охотничье оружие — копья, луки и стрелы, метательные палицы (кирри). Используются яды и охотничьи собаки. Молочную пищу дополняют продукты собирательства: дикий лук, ягоды, корнеплоды, ящерицы, насекомые, дикий мёд (из него делается также слабоалкогольный напиток). Со времени контактов с европейскими миссионерами начали возделывать огороды. С конца XIX — начала XX вв. У некоторых групп кой-коин типично сочетание скотоводства (ставшего отгонным) и земледелия. В XVII—XVIII вв. они служили у белых пастухами, погонщиками, возчиками. Ныне многие работают на фермах, рудниках, в городах, где, как в Виндхуке, сохраняется расселение по этническому признаку.

Орлам, близко соприкасавшиеся с колонистами на юге Африки, быстро европеизировались, получили огнестрельное оружие, были вовлечены в торговые отношения и создали крупные объединения, откочевавшие в первой половине прошлого века в Намибию, где Йонкер Африканер сосредоточил в своих руках значительную власть на юге страны. Угроза поглощения способствовала ускорению социального развития у нама и созданию временных военно-территориальных объединений — вождеств во главе с советом старейшин «раад» и вождём, власть которого превращалась в наследственную и переходила к старшему сыну или сыновьям старшего брата. Верховным вождём нама стал в конце прошлого века Хендрик Витбой, объединивший почти весь юг Намибии. Нама Намибии неоднократно восставали против бурского, английского, немецкого господства (самое мощное движение — в 1904—07). После подавления последнего формально была ликвидирована племенная организация; фактически институт вождей сохранялся, став политической организацией, поддерживавшей СВАПО.

Из ремёсел наиболее развиты обработка кожи, шкур, шерсти. Они шли на изготовление ремней, сосудов, сумок, одежды. Занимались также плетением (циновки, корзины), издавна знали выплавку и обработку металлов — меди и железа.

Традиционное жилище (в доме) — круглая в плане легко разгибающаяся хижина диаметром 3—4 м; закреплённые в ямках несущие жерди скрепляются горизонтально и покрываются плетёными тростниковыми циновками или шкурами; единственный источник света — низкая дверь (не выше 1 м), прикрытая циновкой. Основная мебель — «катель» — кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда — горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца; ещё 50 лет назад использовались каменные ножи. Современное жилище, как правило, небольшие квадратные домики из 1—2 комнат с железной крышей, европейской скудной мебелью и алюминиевой посудой.

Основной тип поселения — круговой крааль из 5—30 хижин, в центр которого на ночь загоняют скот.

Традиционная одежда — плетёный или кожаный фартук и такая же накидка из шкур или выделанной кожи, которую завязывали под левой рукой, закрывая правое плечо. Современная одежда у мужчин — стандартная европейская; женщины предпочитают заимствованную у жён миссионеров XVIII—XIX вв., используя цветные и яркие ткани.

Счёт родства патрилинейный, поселение вирилокальное. Уже к концу XIX — началу XX вв. господствовала моногамия, сменившая полигамию; до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» — выкупа за невесту скотом, либо деньгами в сумме, эквивалентной стоимости скота.

Основная социальная единица — клан во главе со старейшиной «конк». Он обладал безусловной властью во время войн, но весьма слабой в мирные периоды. Жизнь регламентировалась нормами обычного права, по которым самый тяжкий проступок — кража скота, а главные наказания — смерть, изгнание, выплата штрафов мелким или крупным скотом.

Большинство кой-коин христиане, главным образом протестанты (лютеране). Есть и христиано-африканская церковь: Африканская методистская епископальная церковь, отделившаяся от Рейнского миссионерского общества. Сохраняются культ предков, вера в демиурга и культурного героя Хейсиба, почитание божеств безоблачного неба Хума и дождливого — Сума. Большую роль в мифологии играет луна, которой посвящают танцы и молитвы в полнолуние. Жива и вера в магию и колдовство, амулеты и талисманы.

Кой-коин сохранили богатый фольклор, сказки, легенды, торжественные поэтические обращения к божествам и духам. Очень музыкальны (владение музыкальным инструментом ценилось более чем богатство); распространено многоголосное пение (четыре голоса в сопровождении трубы).

© 2008—2017 Etnolog.ru