Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Луисеньо

Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка

ЛУИСЕНЬО (название по католической миссии Сан-Луис-Рей), индейский народ группы шошонов в США, на южном побережье штата Калифорния (резервации Ла Холья, Ринкон, Паума, Пала, Печанга и Собоба, а также Лос Койотес — вместе с кауилья). Живут также в окрестных посёлках и городах. Численность в резервациях 1,4 тыс. человек. Общая численность свыше 2 тыс. человек. Язык луисеньо группы купан подсемьи такик юто-ацтекской семьи. Диалектное членение незначительно. Распространены испанский и английский языки. Верующие — в основном католики, около 10% — протестанты (евангелисты и др.).

В доколониальный период населяли долины рек Сан-Луис-Рей, Санта-Маргарита, а также Сан-Матео и Сан-Хуан (субэтническая группа хуаненьо), прилегающие горные отроги и океаническое побережье. Численность в XVIII веке 5—10 тыс. человек.

Контакты с испанцами с 1769. Проводя политику аккультурации луисеньо, испанцы в то же время в значительной мере сохранили их традиционное расселение. В результате американской колонизации (с середины XIX века) луисеньо были лишены большей части земель; в 1875 для них были созданы резервации.

В 1950—60-х гг. луисеньо возглавили движение калифорнийских индейцев за самоуправление.

Заняты в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере образования. Традиционная культура типична для индейцев Южной Калифорнии (см. Индейцы). Занимались собирательством (жёлуди и др.), охотой, в прибрежных районах — морским рыболовством и зверобойным промыслом. Для поддержания продуктивности участки сбора растений регулярно выжигались. Было развито плетение корзин, существовала лепная керамика.

Жилище — полуземлянка с конической крышей из коры или хвороста. Для хозяйственных занятий сооружался навес. Крытые землёй круглые полуземлянки-парильни использовались в ритуальных целях. В центре деревни — церемониальный дом с огороженной площадкой для ритуальной «живописи на песке».

Одежда состояла из накидок, сплетённых из полосок меха, сандалий и мокасин, у мужчин — набедренных повязок, у женщин — юбок-передников из выделанной коры. Практиковались татуировка и раскраска тела. Для украшений использовались полудрагоценные камни, когти медведя и др. Мужчины носили украшения в носу и в ушах, ритуальные головные уборы из перьев орла, ворона.

Деревню, образующую трайблет, населяла патрилинейная родовая община во главе с наследственным вождём, при нём — совет знатоков ритуала и шаманов, помощник-глашатай, составлявшие наследственную элиту. Существовала особая группа посвящённых воинов. Брак патрилокальный. За жену уплачивался выкуп, распространены кросскузенные браки, сороральная полигиния.

Инициации юношей сопровождались питьём галлюциногенного напитка из дурмана (толоаче), погребальные обряды — раздачей пищи и подарков; при инициации девушек делались наскальные рисунки.

Большинство обрядов сопровождалось созданием рисунков из песка, имевших ритуально-космологическое значение. Для мифологии характерны сюжеты об умирающем и воскресающем боге Чингичнгише, с культом которого связан тайный мужской союз, и о культурном герое-демиурге.

В значительной степени сохраняют элементы традиционной культуры (погребальные обряды, инициации, пищу и др.), возрождается интерес к родному языку.

© 2008—2017 Etnolog.ru