Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / народы мира / Малагасийцы

Малагасийцы

Страны проживания: Мадагаскар, Реюньон, Сейшелы, Коморские острова
Регион проживания: Африка

Малагасийцы. Докер сакалава.
МАЛАГАСИЙЦЫ, мальгаши, ни малагаси (самоназвание), мальгаш (французское), народ, основное население острова Мадагаскар. Численность 12,79 млн. человек. Живут также в Реюньоне (5 тыс. человек), на Сейшельских островах (1 тыс. человек), Коморских островах (2 тыс. человек) и во Франции (2 тыс. человек). Делятся на субэтнические группы: мерина (мерна) — центральная область Высокого плато (около 2,5 млн. человек); сиханака — в районе озера Алаутра (около 180 тыс. человек); цимихети — север Высокого плато (700 тыс. человек); антакар (антанкарана) — северное побережье (60 тыс. человек); бецилеу — Высокое плато, к югу от мерина (1,1 млн. человек); бара — к югу от бецилеу (400 тыс. человек); бецимисарака — восточное побережье (около 1,4 млн. человек); антаймуру (350 тыс. человек); антайсака (500 тыс. человек); антануси — юго-восточное побережье (250 тыс. человек); антандруи — южное побережье (500 тыс. человек); махафали — плато Махафали на юго-западе (150 тыс. человек); сакалава (500 тыс. человек) — холмистые равнины западного побережья; везу (южные сакалава) — побережье между реками Цирибихина и Мангуки (600 тыс. человек); анталаутра (несколько десятков тыс. человек) — северо-западное побережье; макуа (свыше 100 тыс. человек) — небольшими группами по всему западному и северо-западному побережью.

Говорят на диалектах малагасийского языка западно-австронезийской группы австронезийской семьи. Диалекты делятся на западную (сакалава, махафали и др.) и восточную (мерина, цимихети, бецилеу, бецимисарака, синахака и др.) группы. Литературный язык сложился к началу XX века на основе диалекта мерина. Письменность с XVI века на основе арабской, с начала XIX века — на основе латинской графики.

Около половины малагасийцев сохраняют традиционные верования, 10% — мусульмане-сунниты, остальные — христиане (протестанты и католики).

В этногенезе малагасийцев много неизученного. Остров был заселён выходцами из Индонезии двумя миграционными волнами: до III века до нашей эры и в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры. В VII—VIII веках на западном побережье появились арабы и арабизированные банту (суахили) с Восточной Африки, около IX—X вв. — арабы с Аравийского полуострова, в XVII—XVIII веках — рабы-африканцы и в связи с развитием торговли, работорговли и пиратства, а также попыток колонизации острова — европейцы. В результате расселения по острову и приспособления к разнообразным природным условиям, а также включения новых групп иммигрантов около XIII—XV вв. сложились современные субэтнические группы. Название « малагасийцы» чаще всего связывают с названием острова Могадиско в трудах Марко Поло (XIII век), который спутал его, по-видимому, с городом Могадишо на северо-востоке Африки. Другое толкование этнонима малагаси — от мати-хазу — «те, кто очистил от леса», встречающегося в качестве этнонима и топонима в разных районах острова.

Около XIII—XV вв. возникли первые государства на Мадагаскаре: Менабе и Буина (сакалава) на западе и Имерина (мерина) — в центральной части острова. Постепенное объединение субэтнических групп вокруг Имерина привело к началу XIX века к созданию королевства Мадагаскар (впервые упомянуто в 1817). К концу XIX века становление малагасийского этноса не было завершено, что облегчило завоевание острова французами. Искусственно заторможенный колонизаторами этот процесс быстро развивается в независимом Мадагаскаре (с 1960).

Основное традиционное занятие малагасийцев — сельское хозяйство: на западе и юго-западе преобладает пастбищное и отгонное скотоводство, на Высоком плато и на востоке — рисоводство; на Высоком плато — ручное (узкая лопатка-ангади) ирригационное рисоводство, в горных лесных районах — подсечно-огневое земледелие. Из-за сокращения пахотных земель распространяется маниок. На засушливом юге и юго-западе преобладает сорго и кукуруза (антандруи, махафали); в тропических областях восточного побережья — корне- и клубнеплоды (таро, ямс) (бецимисарака). В колониальный период распространяется плужное земледелие, товарные культуры (восточное побережье, Высокое плато, долина Самбирану): кофе, гвоздика, ваниль, эфироносы. Основная традиционная порода скота — зебу. В результате сокращения поголовья зебу стали разводить овец. Козы, ввезённые арабами, распространены на западе (сакалава). На юго-западе махафали разводят ангорских коз (с начала XX века). Распространены морское и пресноводное рыболовство (у везу — основное занятие, снабжают соседей солёной и копчёной рыбой, сохранили парусную долблёную лодку с балансиром индонезийского типа), сбор коконов шелковичного червя (на продажу) и шелководство, незначительно — собирательство, бортничество и охота (кабаны, одичавшие безгорбые быки, щетинистые ежи-тенреки и др.).

Были развиты ремёсла: плавка железа, кузнечное дело (в XVIII—XIX вв. — изготовление кремнёвых ружей), гончарство, плетение из тростника и рисовой соломы (шляпы из рисовой соломы в XIX — начале XX вв. экспортировались в Европу), ткачество из конопли, хлопка, волокна рафии, шёлка и др. (в том числе производство шёлковых одежд-ламба, у сакалава района Кандреху — декоративных тканей-рабанов из волокон рафии с расцветкой, имитировавшей переливы змеиной кожи), резьба по камню и дереву, обработка золота и серебра, огранка камней и др. Характерны поршневые кузнечные меха и горизонтальный ткацкий станок, типичные для азиатских народов. В колониальный период и после провозглашения независимости развивается промышленность (лёгкая, пищевая, нефтеперерабатывающая). Складывается рабочий класс, национальная интеллигенция. Проводится кооперирование сельского хозяйства.

Основная форма социальной организации — сельская община (фукун'улуна). Сохранились пережитки родовых отношений, большие семьи. Счёт родства патрилинейный. У антандруи сохраняется левират и кросскузенный брак. Около X века сложилось малагасийское письмо (сурабе) на арабской основе. В первой четверти XIX века введена латинская графика.

Древнейший тип поселения — укреплённые поселения на холмах (частокол и рвы — на плато, изгороди из кактусов — на юге или из кустарника и лиан — на востоке) — почти не сохранился. Старые города (Антананариву, Фианаранцуа) сохранили традиционную планировку: располагаются на холмах, в центре — базарная площадь. Дома одно-, двухэтажные, сырцовые или кирпичные, с черепичной крышей; ремесленники и торговцы, а также культовые здания занимают особые кварталы. В колониальный период сложилась геометрическая планировка городов (Анцеранана, Махадзанга и др.).

Жилище прямоугольное в плане (подобно жилищам Юго-Восточной Азии), на плато сырцовое или глинобитное, с крышей из рисовой соломы, однокамерное, ориентировано с севера на юг, окно и дверь выходят на запад, в северо-восточном углу — алтарь предков, юго-западном — яма-кладовая, юго-восточном — сосуд с водой, вдоль восточной стены — кровать изголовьем на север. На восточном побережье распространено деревянное свайное жилище с крышей из листьев равеналы, на юге — тростниковые хижины. Характерна высокая двускатная, слегка вогнутая крыша, типичная для азиатского жилища.

Традиционная одежда: мужская — набедренная повязка (салака), женская — короткая юбка (сикини). Сохраняется праздничная одежда: ламба — кусок ткани 2,5Ч1,5 м, обёрнутый вокруг тела; на плато в холодную погоду в неё завёртывались с головой.

Основная пища — варёный рис с острым овощным соусом, иногда — с мясом домашней птицы или рыбой, на юге и юго-западе — сорго и кукуруза. Мясо (зебу) ели по праздникам.

Традиционные верования — культ духов (хелу), одушевлённых явлений природы, предков-первопоселенцев (вазимба), обожествлённого правителя, Демиурга или первопредка Андриаманитры, вера в перевоплощение души (главным образом в змею). Главный праздник — Новый год (фандруана — «праздник омовения»). Характерны намогильные камни с изображениями зебу, людей и др. у бецилеу, деревянные домовины у мерина, родовые могилы на юге, деревянные памятные столбы алуалу у антандруи и махафали с навершием из фигуры зебу или человека.

Сохраняется богатый фольклор: мифы, сказки, пословицы, поговорки, речитативные состязания в остроумии хайн-тени, песни (многоголосные, исполнение напева с закрытым ртом); традиционные музыкальные инструменты — «поющий» лук, струнный инструмент из бамбука со струнами из бамбуковых волокон (валиха), конусообразный барабан хазулахи. Распространены бои быков, петушиные бои; из игр характерны шашки (фануруна). Среди черт индийской культуры — десятичная система счисления, солнечный календарь, шахматы (у танала) и др.

© 2008—2017 Etnolog.ru