Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Маори

Страны проживания: Новая Зеландия, Кука острова
Регион проживания: Австралия и Океания

Маори. Традиционная одежда.
МАОРИ (самоназвание — «обычный»), полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии. Численность 320 тыс. человек. Говорят на маорийском языке. Письменность с начала XIX века на основе латинского алфавита. Распространён также английский язык. Верующие — протестанты (англикане, пресвитериане, баптисты) и католики.

На острова Новая Зеландия предки маори переселились в VIII—XII веках из Восточной Полинезии. Каждое племя (иви) во главе с наследственным вождём селилось на строго определённой территории. В первой половине XIX века земли маори были захвачены Великобританией. Упорное сопротивление колонизаторам (маорийские войны 1843—72) вынудило английское правительство признать за маори некоторые экономические и политические права. С конца XIX века начался процесс этнической консолидации маори, переплетавшийся с процессом смешения их с англоновозеландцами.

Маори под влиянием англоновозеландцев во многом усвоили европейский образ жизни. Заняты в промышленности, сфере обслуживания. Большое число маори живёт в городах, сформировалась собственная интеллигенция, литература. В значительной мере ассимилированы и метисированы.

Основные традиционные занятия — подсечно-огневое ручное земледелие (батат, таро, ямс), собирательство, охота, рыболовство. Единственным домашним животным была собака (известна лишь по преданиям и отдельным сохранившимся шкурам). Традиционные ремёсла — ткачество (из новозеландского льна), плетение, резьба по дереву, изготовление лодок (долблёнки — однокорпусные и двукорпусные). Бульшая часть современных маори занята в сельском хозяйстве (земледелие, животноводство, лесное хозяйство и др.).

Традиционные поселения (па) были укреплены оградой и оборонительными рвами. Традиционное полинезийское жилище у маори из-за необходимости защиты главным образом от сырости (а не от ветра) подвергалось модификации. Дома бревенчатые, прямоугольные в плане, с двускатной соломенной крышей; фасад всегда обращён на восток, перед ним — навес и столб с деревянным изображением мифического предка. Фасады жилищ, хранилищ батата и других общественных зданий украшены резьбой.

В первой половине XIX века первобытно-общинный строй у маори находился на стадии разложения. Общество делилось на 3 социальные группы: знать (рангатира), внутри которой выделялись вожди (арики), рядовые общинники (тутуа), рабы-военнопленные (таурекарека). Важнейшей функцией вождей было отправление культов (вожди и всё принадлежавшее им были табуированы). Поведение членов рода подчинялось строгому этикету (особый ритуал при встрече родственников и т. п.). Был распространён каннибализм (жертвами становились пленные). Племена делились на общины (хапу); деревню, как правило, населяла одна община, которая состояла из нескольких групп (ванау) родственных семей, занимавших один-два соседних дома. Землепользование и обработка земли были коллективными.

В мифологии и фольклоре маори значительное место занимают генеалогические и этногенетические мифы и предания. Они посвящены переселению маори на острова Новой Зеландии, в них называются имена вождей, жрецов, рулевых лодок, на которых приплыли переселенцы. Племенные этнонимы возводятся к именам этих каноэ (Арава, Такитиму, Таинуи и др.). Были распространены культы верховного бога Ио и других богов, культурного героя Хиро, предков (тупуна, или кахика). Во второй половине XIX века с распространением христианства сложилась синкретическая секта (паи-марира).

К 60-м гг. XX века относится возрождение интереса к традиционной культуре.

© 2008—2017 Etnolog.ru