Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Мьянма

Страны проживания: Мьянма
Регион проживания: Азия

МЬЯНМА, мямма, мьянмы, мран (самоназвание), мьянманцы, народ, основное население Мьянмы. Численность 33,35 млн. человек, из них 33 млн. человек в Мьянме. Живут также в Индии, Камбодже, Лаосе и др. Язык мьянманский центральной группы сино-тибетской семьи. Мьянма — в основном буддисты.

Предки мьянма — тибето-мьянманские народы — переселились на территорию современной Мьянмы из Восточного Тибета (начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры), постепенно ассимилировав автохтонных мон-кхмеров. Ранние мигранты — народ тете (сок), столкнувшись с монскими группами, прочно освоившими равнины средней и нижней Мьянмы, частично вошли в состав араканцев, на юго-западе часть стала предками чинов. Другой важный компонент, вошедший в состав мьянма, — народ пью, или пяо, к IV веку занял среднее течение Иравади, основав там государство Шрикшетру. В V веке у пью уже господствовал буддизм и была своя письменность на основе языка пали. Часть пью переселилась в Аракан (Ракхайн).

В IX веке на среднюю Иравади проникает этническая группа мранма, ставшая ядром народа мьянма. Происхождение их связывают с цянами (цянь), древним скотоводческим народом северо-восточного Тибета и Сычуани. Мранма продвинулись на равнины центральной и южной Мьянмы в плодородный район Чаусхе, ставший центром консолидации мьянма. В XI веке они создают крупное государство Паган, консолидируются с остатками пью, ассимилируют неродственные народы; в результате ассимиляции части палаунг и шанов появляются субэтнические группы мьянма: камман, мямма лэйя на северо-востоке Мьянмы.

В ходе дальнейшего продвижения на юг Мьянмы мьянма ассимилировали близкородственных араканцев (сохраняющих своеобразие благодаря приверженности к исламу). Разгром в середине XVIII века монских государств способствовал включению в состав мьянма и монского населения, наиболее ощутимого в двух южных субэтнических группах мьянма — мергуйцах и тавойцах. На озере Инле в условиях шанского окружения обособилась субэтническая группа инта. Англо-Мьянманские войны (1824—85) и последующий период колониальной зависимости вызвали мощное освободительное движение, сыгравшее важную роль в национальной консолидации и приведшее к обретению независимости в 1947. Усилилась национальная консолидация мьянма.

Основное занятие — поливное пашенное земледелие (рис). В отличие от других крупных народов Индокитая мьянма пашут не на одном, а на двух быках или буйволах. Большую роль играет овощеводство. Разводят тягловый скот, свиней и кур. На морском побережье развита рыбная ловля, в лесах — заготовка древесины железного дерева и др. Для традиционных ремёсел характерны цехи мастеров по лаку, серебру, изделиям из драгоценных камней, бамбука, вышивке. Развиты гончарство, ткачество и др. Часть мьянма работает на нефтепромыслах и в обрабатывающей промышленности.

Традиционная деревня состоит из нескольких групп усадеб. Жилище — свайное, из бамбука, характерное и для других тибето-мьянманских народов (чины, нага). Перед входом веранда, на которой протекает вся жизнь семьи. Кухонный очаг на веранде или в специальном помещении, часто недалеко от дома. Спят на матрацах из хлопка.

Мужская одежда состоит из куртки с прямыми застёжками и прямой несшитой юбки (лонджи), завязываемой спереди узлом. На голове носят повязку с узлом на боку или шёлковую на каркасе шапочку, у женщин куртка застёгивается на правом боку и заправляется в юбку-тамейн (близка лонджи). В старину носили накидку-плащ, застёгиваемый на правом плече застёжкой (близок накидкам чинов и нага). Обувь — сандалии. Была распространена татуировка.

Основа питания — рис. Пирожки из риса нового урожая подносят богине плодородия и любви. Клейкие сорта риса идут для праздничных блюд. С рисом обычно едят супы и овощи. Характерен нгапи — острый соус из ферментированной рыбы. Мясные блюда едят с пряностями из имбирных растений. Было распространено жевание бетеля. Курят традиционные сигары (чируты).

В районах поливного рисосеяния у мьянма сильна производственная роль общин. В других местах общинная деятельность была ограничена лишь заботой о буддийском храме и школе при нём. Семья малая. Брак патрилокальный, наследование имущества патрилинейное. Существовал обычай ранней помолвки (у высших слоёв). У крестьян большую роль играл свободный выбор брачного партнёра.

Из традиционных обрядов характерен ритуал наречения имени. В традиционном быту большое значение придаётся гороскопам. Наиболее популярный праздник — Новый год (Тхинджан) с обливанием водой. У мьянма сильны традиции культа духов — натов. Развит фольклор, народный театр (марионеток, теневой, актёра), танцы и музыка.

© 2008—2017 Etnolog.ru