Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Отоми

Страны проживания: Мексика
Регион проживания: Северная Америка

ОТОМИ (от «тотомитл», на языке науа — «стрельцы в птиц», дословно «стреляющие из лука в птиц»; отсюда — имя верховного бога пантеона отоми — бога огня и жертвоприношений Отонтекутли; на языке тепехуа тсоконум — «пойманные птицы»), ниан ниу, ньюхью (самоназвание — «люди этой земли»), индейский народ в центральных районах Мексики (штаты Идальго, Пуэбла, Мехико, Керетаро, Гуанахуато, Сан-Луис Потоси). Численность 280 тыс. человек. Живут в основном в горных полупустынных районах чересполосно с науа (ацтеками), тепехуа и метисным населением. Близки по языку и культуре к масахуа, матлацинка, окуилтек, паме и хона — потомкам исторических чичимеков. Говорят на языке отом семьи ото-манге, есть диалекты. Распространён также испанский язык. Отоми — католики, есть протестанты.

Отоми — вероятно, древнейшее население Центральной Америки. Вытеснены из долины Мехико науа в начале 2-го тысячелетия нашей эры. В X—XII веках мимишкоа (одна из групп отоми) завоёваны тольтеками; в XIII веке — массовая миграция отоми на Восток. До испанского завоевания (XVI век) имели несколько государств; успешно воевали с тепехуа, платили дань ацтекам.

Традиционное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие (маис, фасоль, тыквы, перец-чиле, табак, агавы), в долинах рек в штате Идальго — также пашенное поливное земледелие (маис, пшеница, хлопок, люцерна, кофе, бананы), охота, рыболовство (с использованием сетей, ловушек, ядов, плоскодонок), собирательство (дикая агава, кактус нопаль, маисовые, черви, грибы, улитки, муравьи, ящерицы и проч.), местами — пчеловодство. Разводят коз, овец, коров, свиней, ослов, домашнюю птицу. Распространена работа по найму на плантациях и в промышленности.

Традиционные ремёсла — гончарство (в том числе большие расписные сосуды), узорное ручное ткачество, плетение, резьба по дереву, выделка кожи, производство каменных метатлей для размола кукурузы и др.

Преобладает прямоугольное жилище из досок, адобов, камней, с двускатной крышей из листьев агавы или пучков травы, образующей перед фасадом навес-галерею на столбах. На севере распространены дома с закруглёнными углами, с низко, иногда до земли, опускающейся крышей; в жарких низменностях стены из тростника. Распространены паровые бани-полуземлянки купольной формы; такой же формы печь для тортилий и хлеба.

Мужчины носят белые широкие штаны, красные широкие пояса, короткие белые рубахи навыпуск с вышивкой по вороту, сандалии, серапе с геометрическим орнаментом и бахромой по краю, на груди — тканые узорные сумочки, у пояса — кожаные. Женская одежда — шерстяные запашные юбки из полотнищ до 5 м длиной или сшитые в складку и подпоясанные узорным поясом, белые узорные уипили, накидки — серапе в бело-чёрную полосу до щиколоток, серебряные серьги, бусы, в косах — цветные шерстяные нити; иногда верхняя часть туловища обнажена.

Традиционная семья большая и расширенная, распространяется малая; брак патрилокальный, ныне всё чаще — неолокальный. Счёт родства патрилинейный. Практикуется временная матрилокальность брака, отработки за невесту, умыкание. Сохраняются локализованные патрилиниджи, деление селений на две половины (мате), каждая из которых делится на две секции; с секциями сочетаются и гражданская, и религиозная традиционная иерархия должностных лиц общины (майордомов).

Сохраняются доиспанские верования и культы (пещер, гор, богов дождя, крестов), нагуализм, шаманизм, доиспанский лунный календарь, мифология и богатый фольклор. Чрезвычайно важную роль в ритуалах играют вырезанные из священной бумаги из луба фикуса фигурки древних божеств. Из христианских святых, кроме Девы Марии, особо почитается святой Онуфрий — покровитель оленей. Существует обычай периодического разрушения и сооружения часовен, в которых отправляется культ древних богов.

© 2008—2017 Etnolog.ru