Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Пайют

Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка

Пайют. Рисунок XIX в.
ПАЙЮТ, нымы (самоназвание), индейские народы группы шошонов в США: южные пайют (территория к северу и западу от реки Колорадо: север штата Аризона, юго-запад штата Юта, юго-восток штата Невада и Калифорния), северные пайют (восток Большого Бассейна: Восток штата Невада и юго-восток штата Орегон) и пайют долины реки и озера Оуэнс (включая восточные предгорья хребта Сьерра-Невада на востоке Калифорнии). Языки: северный пайют, южный пайют, моно (у пайют долины Оуэнс) группы нумик юто-ацтекской семьи, вытесняемые английским языком. Пайют — христиане и приверженцы синкретических культов, известны современные случаи шаманизма. Общая численность 11 тыс. человек.

Традиционная культура типична для индейцев Большого Бассейна (см. Индейцы). Занимались собирательством (семена горных сосен, у пайют долины Оуэнс — также сбор в большом количестве крупных личинок моли пандора, которых жарили и заготавливали впрок) и охотой, северные пайют в районах озёр — также рыболовством, некоторые группы южных пайют — земледелием, заимствованным у народов юго-запада Северной Америки.

Пайют долины Оуэнс применяли ирригацию диких растений для обеспечения продуктивности собирательских угодий. В XVIII веке часть северных пайют переняли коневодство у соседей, северных шошонов, и стали практиковать конную охоту на бизонов в отдалённых районах, объединяясь во временные охотничьи группы. Было развито плетение. Часть южных пайют и пайют долины Оуэнс умели делать керамику.

Жилище — коническое (у пайют долины Оуэнс — конические полуземлянки), полуконическое и куполообразное, крытое хворостом, тростником и травой, навесы и ветровые заслоны, у пайют долины Оуэнс — также общественные дома-полуземлянки.

У южных пайют одежда из коры (двойной передник у обоих полов, ноговицы) сменилась одеждой из кожи, носили сандалии из коры или юкки с деревянной подошвой зимой для снега.

Основа социальной организации — малые семьи, которые объединялись в группы во главе с предводителем и вели дисперсно полукочевой образ жизни, сезонно возвращаясь к местам сбора, временным поселениям (более стабильным у пайют долины Оуэнс). Семья моногамная, у южных пайют известны полигиния и полиандрия, существовали левират и сорорат. У южных пайют брак патрилокальный с временной матрилокальностью. Счёт родства билинейный. У южных пайют существовала наследуемая собственность семей (в лице одного из членов) на водные источники. Традиционная религия — шаманизм, вера в духов.

Контакты: у южных пайют с испанцами (охотники за рабами) — с конца XVIII века, с американцами (секта мормонов) — с середины XIX века; с американцами — у северных пайют с начала XIX века, у пайют долины Оуэнс — с середины XIX века. В условиях растущего притока белых конные группы северных и отчасти южных пайют с середины XIX века занимались разбоем (угоном скота у поселенцев и транзитных мигрантов и др.), что привело к столкновениям с американскими войсками на севере в 1866—68 годах. В основном с начала 1870-х годов северные и южные пайют расселены в многочисленных резервациях. Пайют долины Оуэнс после войны 1863 утратили свои земли, с начала XX века — в резервациях. Современные пайют сильно ассимилированы, сохранились отдельные элементы традиционной культуры. Уровень жизни в основном ниже среднего, заняты в сельском хозяйстве резерваций или работают по найму.

© 2008—2017 Etnolog.ru