Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Помо

Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка

Помо. Рисунок XIX в.
ПОМО (помо-пома — «те, кто живут у дыры с красной землёй», название трайблета у северных помо, вероятно, по разработкам ископаемых), 7 родственных индейских народов группы хока в США (северо-запад центральной Калифорнии): южные помо, юго-западные помо или кашайа (самоназвание от «быстрый, проворный»), центральные помо, северные помо, северо-восточные помо, восточные помо, юго-восточные помо. Общая численность около 2 тыс. человек (с метисами). Говорили на 7 языках (названия которых соответствуют названиям народов) группы помо макросемьи хока. Языки северо-восточных и северных помо исчезли, на языке кашайа говорят около 60 человек, на остальных — по 2—5 человек. Распространён английский язык. Предположительно, в древности жили в районе озера Клир-Лейк, откуда западная группа помо (предки кашайа, южных, центральных и северных помо) мигрировала в бассейн реки Русской и к Тихому океану. Помо — католики, методисты, мормоны, бахаисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, многие одновременно исповедуют традиционные культы.

Предположительная доконтактная численность помо 8—21 тыс. человек. Помо населяли пояс густых лесов секвойи на тихоокеанском побережье от мыса Дункан (к югу от устья реки Русской) до района современного города Форт-Брагг, бассейн реки Русской и на востоке — район озера Клир-Лейк. Северо-восточные помо обитали на изолированной компактной территории в верховьях реки Стоуни. Несмотря на этнолингвистические различия, все помо сознавали свою культурную общность.

Традиционная культура типична для индейцев Калифорнии (см. Индейцы). Занимались собирательством, охотой и рыболовством. Добывали соль: прибрежные помо (кашайа, часть северных и центральных помо) — из морской воды, северо-восточные помо — минеральную (кристаллы на поверхности почвы). Разрабатывали месторождения обсидиана, красной глины и магнезита (район озера Клир-Лейк). Прибрежные помо жили в односемейных конических постройках из коры секвойи (постоянные селения — вдали от побережья, у океана разбивали сезонные лагери, делали плоты из выброшенных брёвен). Помо внутренних районов (южные, восточные, юго-восточные, часть центральных и северных помо) жили в многосемейных жилищах (у каждой семьи — свой очаг и выход), крытых хворостом, травой или тростником, в селениях у рек (юго-восточные помо — на островах озера Клир-Лейк, делали лодки из связок тростника). Строили также круглые полуземлянки — мужские дома-парильни и дома собраний. Одежда — из коры, тростника, шкур. Было высоко развито плетение корзин с использованием перьев.

В основе социальной организации — билинейные большесемейные или состоящие из малых семей локально-родственные группы во главе с вождём (иногда имел вождей-помощников). Основная потестарная единица — трайблет (см. Индейцы). Помо делились на 34 трайблета во главе с советами из вождей родственных групп, входивших в трайблет; один из них был, как правило, главным вождём (выборным или наследственным, от дяди к племяннику по женской линии). Существовали также церемониальные вожди, иногда — вожди-женщины (наряду с мужчинами-вождями — их сёстры или дочери), которые готовили пищу для церемоний. Некоторые трайблеты объединялись в конфедерации во главе с выборными военными вождями. Существовала стратификация по родству, богатству, заслугам, в некоторых трайблетах — индивидуальная и семейная собственность на отдельные деревья (дубы и др.), места собирательства и рыбной ловли. Был развит обмен. Меновый эквивалент и знак статуса — цилиндры из магнезита и связки раковинных дисков. Преобладал билокальный брак. При относительно высокой плотности населения практиковалось ограничение рождаемости (инфантицид, аборты и др.).

Традиционные культы — сил природы, шаманизм, культ Куксу. Характерны церемонии первых плодов. Существовали ритуальные мужские союзы, в том числе тайные (Куксу).

Постоянные контакты с европейцами (испанцами, русскими) у южных групп помо — с 1810-х годов. На территории кашайа (с их согласия) находилось русское селение Росс (1812—41, современный Форт-Росс). Жители Росса (эскимосы, креолы, русские) контактировали с кашайа, южными и центральными помо, женились на индеанках помо (главным образом кашайа), большей частью принимавших православие. В языке кашайа — около 30 заимствований из русского языка. Часть помо пригонялась силой на сезонные сельскохозяйственные работы в колонию Росс. Южные и юго-восточные помо угонялись в испанские миссии и как рабы на мексиканские ранчо. Численность помо сократилась в XIX веке из-за болезней. Приток белых мигрантов (с 1830—40-х гг.) вёл к вытеснению помо с их земель.

В 1872 среди помо распространился культ «Пляска духа», вскоре сменившийся культом Боле-Мару.

К концу XIX века жили в небольших поселениях-ранчериях на землях белых как дешёвая сезонная рабочая сила, сохраняя остатки традиционных занятий (зимой). Многие ранчерии получили статус резерваций и участки земли, но к концу 1960-х гг. их значительная часть была ликвидирована, земли разделены. Большинство современных помо живёт дисперсно (кашайа — в районе годов Санта-Роса и Себастопол), некоторая часть — компактно в ранчериях: кашайа (общая численность около 200—300 человек) — в резервации Стюарт-Пойнт (Кашайа, около 80 человек) к северу от Форт-Росса, центральные помо — в резервации Манчестер — Пойнт-Арена (около 85 человек), северные помо — в районе города Юкайа и верхнем течении реки Русской, южные помо — в среднем течении реки Русской, восточные и юго-восточные помо — в районе озера Клир-Лейк (в том числе в резервации Салфэ-Бэнк, около 45 человек). В развитии кашайа в XX веке большую роль играли женщины-проповедницы (в том числе Э. Пэрриш), духовные лидеры общины.

У кашайа лучше сохранились элементы традиционной культуры, начато преподавание языка. Помо в значительной мере ассимилированы, частично метисированы или смешаны с другими индейскими народами (в том числе помо).

Для ряда общин характерен сильный фракционализм. В ранчериях сохраняется большая семья, как подсобные занятия — охота и собирательство, используется земляная печь (кашайа), сохраняются шаманизм, традиционные церемонии, церемониальный дом в резервации кашайа развивает традиции аборигенной архитектуры.

Помо заняты по найму в сельском хозяйстве (сезонно), на лесозаготовках, в социальной инфраструктуре, также живут на пособие. Участвуют в индейском движении.

© 2008—2017 Etnolog.ru