Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Пуэбло

Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка

Пуэбло. В пуэбло Санта-Клара. Штат Нью-Мексико.
ПУЭБЛО (от испанского «пуэбло» — «селение»), группа индейских народов (хопи, зуни, керес, а также тева, хемес, южные и северные тива, в том числе таос, образующие группу тано) на юго-западе США, в основном между реками Рио-Гранде и Колорадо (штаты Нью-Мексико и Аризона). Численность 52,9 тыс. человек. Говорят на языках хопи юто-ацтекской семьи, таос, пикурис, южном тива подгруппы тива, тева (с диалектами) подгруппы тева и хемес подгруппы това группы тано кайова-таноанской семьи, зуни (изолят, возможно очень дальнее родство с пенути) и керес (изолят). Распространены также английский и испанский языки. Значительная часть пуэбло — католики, есть протестанты; наряду с христианством или в качестве основной религии (зуни) сохраняют традиционные верования, есть приверженцы пейотизма (таос).

Предки пуэбло — полуоседлые племена охотников и собирателей, перешедшие к оседлому земледелию. В XIII—XV веках предки керес и тано (культура анасази) расселились по долине реки Рио-Гранде и её притоков, ранее хопи и зуни — по пустынным плато и долинам к западу от неё. Основные культурные различия сложились между западными пуэбло (хопи, зуни) и восточными пуэбло (тано) долины Рио-Гранде. Керес (долина Рио-Гранде) занимали промежуточное положение.

Контакты с испанцами с 1540, с 1598 — испанская колонизация; индейцы подвергнуты насильственной христианизации. В 1680 пуэбло восстали, в 1692 испанское господство было восстановлено (на западе в ослабленном виде). У испанцев пуэбло заимствовали скотоводство (главным образом овцеводство), культуру пшеницы и садоводство. В 1848 территория пуэбло отошла к США. Пуэбло потеряли значительную часть земель, были созданы резервации.

Значительная часть продолжает жить в пуэбло (18 в долине Рио-Гранде, одно у зуни, несколько у хопи). Со второй четверти XX века пуэбло добились передачи некоторых исконных территорий под контроль общин (в том числе в 1970 территории с озером Блю-Лейк — святыней таос). С 50-х годов действует общий совет пуэбло (главным образом восточных) из лидеров общин.

Традиционная культура типична для индейцев юго-запада Северной Америки (см. Индейцы). Основное занятие — интенсивное ручное земледелие (кукуруза, фасоль, тыква и др.). Ирригация была распространена у тано (частично также у зуни и хопи), суходольное земледелие — у зуни, заливное — у хопи. Ремёсла — ткачество на вертикальных станках, расписная керамика, обработка меди и серебра (заимствовали от испанцев). Охота, рыболовство и собирательство носили подсобный характер.

Современные пуэбло заняты работой по найму. Разводят овец и домашнюю птицу, выращивают фрукты, ловят рыбу на продажу.

В 60—70-е годы возросло значение традиционных ремёсел на продажу (керамика, живопись, ткачество).

Характерны поселения — «пуэбло» (до 4 тыс. человек) — многокамерные постройки из песчаника или сырцового кирпича, расположенные уступами в несколько этажей, часто замкнутые вокруг центральной площади, с глухими внешними стенами; крыши нижних этажей служили дворами для верхних. Современные пуэбло — комплексы из отдельных кварталов, образуемых такими многокамерными жилищами. Глухие круглые помещения-колодцы (у хопи — подземные прямоугольные) — «кивы», в которые проникали через отверстие в крыше, служили для ритуалов и заседаний советов.

Традиционная повседневная одежда (из хлопка и шерсти) мужчин — рубашка и широкие короткие брюки, кожаные туфли, сшитые с ноговицами, женщин — платье-накидка, обёрнутое вокруг тела через правое плечо, закреплённая узорным поясом юбка, шаль, накидка-одеяло, белая обувь без каблуков — сапоги с широким, загнутым в складки голенищем (таос) или туфли с твёрдой подошвой и полосой кожи, обёрнутой вокруг голени. Характерны украшения из серебра и бирюзы.

Хопи, зуни, западные керес делились на матрилинейные экзогамные роды и матрилокальные семьи, а также ритуальные общества (по киве), тева — на патрилинейные неэкзогамные фратрии, символически связанные с двумя сезонами года (лето, зима), и билинейные патрилокальные большие семьи. Восточные керес и хемес имели матрилинейные роды, существовало ритуальное деление на 2 ритуальные патрилинейные общества (по киве). Северные тива имели дуальную организацию (по северной и южной сторонам) и родственные структуры, сходные с тева, южные тива — матрилинейные неэкзогамные группы, символически связанные со сторонами света и цветами. Потестарная организация также различна: на западе — теократия, на востоке — власть вождей и совета племени.

В традиционной религии пуэбло преобладал культ сил природы, прежде всего солнца, промысловые культы, тотемизм, культ качин (особенно на западе) — посредников между богами и людьми. Изображения качин (деревянные фигурки, раскрашенные и наряженные) — главные атрибуты многих церемоний.

Сохраняются доиспанский фольклор, традиционные ритуалы и танцы. Традиционная культура и социальная организация лучше сохранилась у зуни, таос, хопи, керес Рио-Гранде; восточных керес (лагуна) и южных тива (сандия) подверглись более сильной ассимиляции.

© 2008—2017 Etnolog.ru