Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Суто

Страны проживания: Лесото, ЮАР, Ботсвана
Регион проживания: Африка

Суто. Пастух.
СУТО (самоназвание), басуто, народ в Лесото, ЮАР (около 60%), Ботсване. Общая численность 4050 тыс. человек. Говорят на языке сесуто группы нигер-конго нигерокордофанской семьи. Суто в большинстве христиане (католики и протестанты), часть придерживается традиционных верований.

Суто как этнос сложился в первой половине XIX века в рамках сильного союза племён под руководством Мошеша I. До этого времени жили в междуречье рек Оранжевой и Лимпопо, затем расселились на север до современной Замбии, на юге — до Транскея. Оказали сопротивление английским колонизаторам («Оружейное восстание» 1879—81).

Традиционные занятия — скотоводство и мотыжное земледелие (кукуруза, пшеница, некоторые огородные культуры). Скот был главным богатством, мерилом социального статуса. Выпас и доение скота — мужское занятие. Использовали вьючных быков. Издавна развиты ремёсла: металлургия и обработка железа и меди (VIII—XI века), обработка кожи, резьба по кости и дереву. Мужчины занимались выделкой кожаных плащей «кароссов», женщины — гончарством. По культуре близки тсвана.

Традиционные поселения крупные — до 3000 хижин и 15 000 человек. Стены круглых каменных или обмазанных хижин с травяной крышей искусно расписывались. Современные традиционные жилища — круглые, овальные, прямоугольные в плане с двух- и четырёхскатной крышей. Поселения строились на вершинах холмов.

Родо-племенная община сменилась соседской. Главой остаётся старший мужчина клана первопоселенцев. Кланы сохраняют память о предке — тотеме (крокодиле, антилопе, диком коте и т. п.). Группы вождеств образовывали единый политический союз во главе с верховным вождём.

В деревнях сохраняются инициации (через 4—7 лет), мальчики с 11—12 лет живут в отдельных хижинах, занимаются пастьбой мелкого скота. Суто патрилинейны, но иногда сохраняется особая роль дяди по матери. Существуют обычаи шуточного родства, избегания свойственников. Брачный выкуп скотом (лобола) возвращается при разводе. Поселение вирилокальное с временным возвращением при первой беременности жены к родителям.

Традиционная пища — растительно-молочная, мясо — скорее ритуальная пища.

Традиционная одежда мужчин — поясная, из кожи и меха; женщин — юбочка из травы для девочек, из кожи — для женщин. Широко использовались ткани.

Сохраняется вера в душу (моеа), после смерти превращающуюся в духов предков (бабимба), покровителей скота и урожая. Особое почитание оказывается духам вождей и героев, особенно Монахенга и Мошеша. Шёл процесс выделения верховного божества Молимо (или Лесели). Существовала и афрохристианская секта — «Апостольская церковь» Эдварда Матаунга. Сохранился богатый фольклор, продолжает развиваться традиционная роспись стен, появляются профессиональные художники.

© 2008—2017 Etnolog.ru