Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Индуизм

Индуизм. Гаруда. Фрагмент стенной росписи. Остров Бали.
ИНДУИЗМ, древнейшая национальная религия Индии. Термин «индуизм» был введён европейцами как религиеведческий в XIX в. Обычно под индуизмом (санскр. индумата, индусамая) понимают совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских божеств Шивы и Вишну. Исторически термин «индуизм» означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней. До сих пор нет удовлетворительного определения и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму, каковы содержание и границы этого понятия. Причиной тому — чрезвычайная сложность, противоречивость и аморфность, которыми отличается индуизм как религиозный феномен.

История индуизма просматривается с его истоков. Генезис самого раннего его этапа связан с протоиндийской цивилизацией и с реликтами доарийских культур, которые ко времени прихода ариев в Индию находились на разных стадиях эволюции.

Протоиндийская цивилизация была одним из крупных звеньев в цепи раннеземледельческих культур 4—3—го тысячелетий до н. э. Созданная дравидоязычным населением, она была высокоразвитой цивилизацией городского типа со сложной религиозно-мифологической системой воззрений, типичных для всей раннеземледельческой полосы, но в то же время отличающихся ярким местным колоритом. Целый ряд божеств и иных мифологических персонажей протоиндийцев явились отдалёнными генетическими предшественниками богов индуистского пантеона. Культы деревьев, животных, священных рек и камней, змей и созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений — всё это засвидетельствовано в глубокой архаике и сохраняется вплоть до наших дней.

Когда с середины 2—го тысячелетия до н. э. в Индостан стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, то вместе с ними в Индию проник совсем иной мир религиозных верований, идей, персонажей. Последовавшая за этим миграция ариев вглубь страны привела к взаимодействию культур. Одной из главных арен контакта была религия.

Принадлежащие ариям памятники древнеиндийской словесности принято объединять под общим названием ведийского канона. Входящие в него тексты разнородны и по времени создания, и по структуре, и по смысловой направленности, и по функциям в культуре. Тем не менее в индийской традиции они рассматриваются как единое целое и считаются авторитетным священным текстом.

Памятники ведийского канона классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространённая классификация — двучленная — делит тексты на две группы: шрути (буквально «услышанное») и смрити (буквально «запомненное»). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити).

Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором впоследствии выстроилось всё грандиозное здание индуизма. Именно тогда сложились те основные составные части, из которых впоследствии выросла мировоззренческая система индуизма. Период с 3—2—го тысячелетий до н. э. по VIII—VI вв. до н. э. может поэтому считаться формативным в истории индуизма. Вся последующая культура Индии формировалась вокруг индуизма, а он отражал и продолжал древнее мировоззрение Вед.

Следующий период (примерно с VIII—VI вв. до н. э. по IV в. до н. э.) был эпохой упанишад. Они вошли как существенная составная часть в систему брахманизма — следующей ступени в развитии религиозного мышления древней Индии. Упанишады, общим числом свыше 200, создавались в течение длительного периода и составили заключительную часть Вед, именуемую ведантой — название, позже перенесённое на философскую школу, основным источником которой они явились.

Тексты, относящиеся к традиции смрити, отражают следующий важный этап в развитии индуизма. Условно он может быть назван эпическим и классическим. В общих хронологических рамках (IV в. до н. э. — VI в. н. э.) он примерно совпадает с периодом окончательного освоения индоариями севера Индии. Индоарийская культура к этому времени распространилась на значительной территории и вступила в контакт с местными культурами. Среди текстов смрити большую популярность и распространение получили, в частности, эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна».

К этому времени ведийско-брахманистская традиция претерпела изменения. Веды по-прежнему сохраняли статус самых авторитетных священных текстов, но были достоянием лишь узкого круга образованного жречества. В отличие от них эпические произведения и некоторые другие тексты стали достоянием широкой аудитории, включая членов низших каст и женщин.

В эпоху Гуптов (IV—VI вв.) индуизм превратился в мощное религиозное течение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. Несмотря на удары, нанесённые индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу. Ислам остался существовать в Индии, образовав в отдельных районах некое подобие синтеза с индуизмом, а буддизм к концу древнего периода был почти полностью вытеснен за пределы Индии, оказав известное влияние на индуизм. Последний занял прочные господствующие позиции в качестве государственной религии и не сдаёт их до настоящего времени. К этому времени индуизм вобрал в себя и принесённые завоевателями религиозные традиции, и местные культы, признавая новые божества ипостасями или проявлениями своих древних богов. Так в его сферу оказались втянутыми не только доарийские божества, но и мусульманские и христианские верования и культы, а вместе с ними и новые слои населения.

Главными объектами почитания и одновременно центральными божествами индуизма стали три бога (тримурти): Брахма, Вишну и Шива, но первый вскоре отошёл на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев. Существенным фактором индуистской идеологии был тантризм, связанный в своих истоках с древнейшим культом Великой богини-матери. В официальный пантеон богиня вошла как супруга Шивы. Вместе с ней в его культ влились и представления о шакти как об энергии бога и подлинной основе его могущества. Подобно Шиве и Вишну, богиня имеет своих преданных почитателей, которые чтут её под разными именами и используют особую ритуальную технику для духовного совершенствования.

Современный период в развитии индуизма правомерно начинать с XVIII—XIX вв., когда началось его возрождение в деятельности реформаторских и просветительских организаций, прежде всего «Брахмо самадж» и «Арья самадж». Оно происходило под сильным влиянием европейской колонизации и было вызвано прежде всего столкновением традиционной индийской культуры с западноевропейской цивилизацией. Будучи гибкой мировоззренческой системой, индуизм в очередной раз приспособился к изменившимся условиям. Раммохан Рай, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только пересмотрели концептуальные основы индуизма, но и попытались его модернизировать, связав с развитием национальной идеи.

Индуизм сохраняет прочные позиции и в настоящее время, несмотря на заметное упрощение ритуала и культовой практики в городской повседневной жизни, на изменение роли и статуса брахманского сословия, на разрушение некоторых традиционных ценностей религиозной жизни.

В центре индуистского ритуала (и храмового, и личного) остаётся пуджа — богопочитание: бога почитают либо в виде его изображения, статуэтки, иконы, либо в виде символа. Пуджа заменила основной обряд ведийско-брахманской религии — жертвоприношение (яджня). Установить число индуистских праздничных ритуалов невозможно: свои праздники есть в каждой семье, роде, касте, в каждой местности и у каждого народа, живущего в Индии. Три самых крупных индуистских праздника, которые отмечаются во всей Индии, — дасера, дивали и холи.

Корни индуистского мировоззрения и сейчас остаются живыми и крепкими. Со второй половины 70-х гг. XX в. отмечается нарастание новой религиозной волны в индуизме. Возводятся новые культовые сооружения, совершаются массовые паломничества и устраиваются индуистские празднества; издаётся множество книг по индуизму. Популярны новые гуру, которые объявляют себя воплощением того или иного божества. В воззваниях деятелей современных индуистских организаций вновь звучат идеи духовной общности религий и индуистского мессианства. Просуществовав несколько тысячелетий, индуизм успешно адаптируется к современным условиям. Усиливается «экспорт» индуизма в страны Запада, где он стал активно проявлять себя в религиозной жизни.

По числу приверженцев индуизм является третьей религией мира. Численность его сторонников в 1996 — 793 млн. человек, что составляет около 14% всего населения земного шара. Подавляющая часть индуистов сосредоточена в Индии, где они образуют свыше 4/5 населения страны. Индуисты живут и в других странах Южной Азии: Непале (17 млн.), Бутане (350 тыс.), Бангладеш (15 млн.), Шри-Ланке (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.). Последователи индуизма имеются также в Индонезии (4 млн.), Малайзии (1,1 млн.), Мьянме (325 тыс.), Сингапуре (около 600 тыс.), Фиджи (375 тыс.), ЮАР (700 тыс.), Маврикии (500 тыс.), Гайане (370 тыс.), Тринидаде и Тобаго (300 тыс.), Суринаме (100 тыс.), а также в США (575 тыс.), Великобритании (500 тыс.) и Канаде (200 тыс.), причём в трёх последних странах среди индуистов можно встретить и лиц европейского происхождения.

Сущность индуизма не исчерпывается его религиозно-идеологическим содержанием. Органической, неотъемлемой его частью является целый ряд социальных институтов, правовых норм, общественных установлений, культурных феноменов. На всё это разнообразие накладывается сложная социальная иерархическая структура и многочисленные локальные особенности, поскольку приверженцы индуизма относятся к разным социальным слоям и живут в разных географических регионах. Подобный синтез социальной организации, ритуально-магической деятельности, теологических воззрений, мифологических символов и философских систем развивался не одно тысячелетие в разнообразных естественно-исторических условиях, складываясь в сложный комплекс, состоящий из многих взаимопроникающих слоёв.

Чрезвычайный полиморфизм индуизма выразительно иллюстрируется, например, его пантеоном. В нём насчитывается не одна тысяча божественных, полубожественных и демонических персонажей с разнообразными и порой противоречивыми чертами. Среди них наряду с общеиндийскими божествами существует множество локальных, часто гибридных фигур, причём многие из них дублируют друг друга. Столь же пёструю, сложную и запутанную картину являют собой и другие составные части, концепции и доктрины индуизма, на которых зиждется социальная организация, практическая мораль, трудовая и экономическая деятельность индуистских сообществ. Индуизм пронизывает все сферы жизни своего приверженца — мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую. В этом смысле он является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведением, в котором может быть и своя специфическая духовная практика.

Индуизм не является единой конфессиональной системой, своеобразные черты которой легко перечислить и тем самым выявить его специфику. Индуизм — конгломерат самых разнообразных идей, течений, сект и направлений, причём все они сосуществуют в пределах единого целостного образования и не входят в радикальное противоречие с основным мировоззренческим ядром. В индуизме нет и не может быть еретических форм (в христианском смысле термина), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В нём нет и доктринальных ересей, так как нет чётко зафиксированной единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью. Вследствие этого индуизму как религиозному мировоззрению присущ плюрализм, проявляющийся не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временных (множество локальных традиций, особые обряды для каждого возраста).

Различные плюралистические характеристики сосуществуют в общем русле традиционной культуры и связываются в единое целое общими мировоззренческими установками и принципами жизни, обязательными для большинства индуистов.

В индуизме не было и нет ни церковной, ни какой-либо иной единой централизованной организации ни во всеиндийском, ни даже в местном масштабе.

Брахманы или представители других каст, выполняющие жреческие обязанности, жили и живут обычной жизнью в миру, ведут хозяйство и имеют семью, если не берут каких-либо особых обетов. Их роль не тождественна роли христианских священников, для которых обязательно рукоположение в сан.

Брахманы выполняют свои жреческие обязанности по праву «дваждырождённых», то есть по праву принадлежности к определённой высшей касте.

В Южной Индии, в дравидоязычном ареале, жреческие функции могут выполнять члены и других, не брахманских каст.

В роли жрецов и наставников царей, отдельных людей, семей, родов и сект могли и могут сейчас выступать ачарьи и гуру (учители, наставники). Но все они ни в прошлом, ни в настоящем не связаны организационно.

Даже отдалённого подобия церковной иерархии в индуизме нет.

Индуистские храмы всегда существовали автономно, а общины, секты и иные объединения действовали самостоятельно.

Общие и единые для всех организационные принципы, органы или высшие духовные иерархи и авторитеты индуизму неизвестны.

Никогда не созывались всеиндийские соборы, кодифицирующие учение и вырабатывающие общие установки, правила поведения и т. п.

На первом плане в индуизме было и остаётся соблюдение ритуально-поведенческих норм, санкционированных мифами и подтверждённых авторитетными текстами.

Полностью отсутствует в индуизме и прозелитизм: индуистом нельзя стать, им можно только родиться.

© 2008—2017 Etnolog.ru