Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Кальвинизм

Кальвинизм

КАЛЬВИНИЗМ, одно из основных течений протестантизма. Возник в 30-х гг. XVI в. во Франции. Название течения связано с именем его основателя Жана Ковена (латинизир. форма — Кальвинус, Кальвин), сына нотариуса из небольшого городка Нуайон, недалеко от Парижа. Получив в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, он под влиянием Мартина Лютера и других протестантских религиозных деятелей всецело включился в борьбу за реформирование церкви. В 1534 вышла его первая работа на богословскую тему «Психопаннихия», в которой была подвергнута критике доктрина о сне души. Вынужденный покинуть Францию и переехать в город Базель в Швейцарии, Ж. Кальвин издал в 1536 на латинском языке свою основную теологическую работу «Наставление в христианской вере», которая многократно переиздавалась с вносимыми автором изменениями и дополнениями (последнее прижизненное издание вышло в 1560 на французском языке; если первое издание состояло из 6 глав, то последнее — из 79). В работе, задуманной как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Ж. Кальвином, давалось чёткое и законченное изложение важнейших догматических положений кальвинизма.

В конце XVI — начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение — цвинглианство (подробнее о нём см. в статье Реформатство), основанное швейцарским религиозным реформатором Ульрихом Цвингли.

Доктрины кальвинизма зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др.

В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Ж. Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание рассматривается как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и в других течениях протестантизма, Библия считается в кальвинизме единственным непогрешимым стандартом веры и жизни.

Кальвинисты полагают, что грехопадение человека коренным образом изменило его натуру, превратив её в сугубо греховную: всё, что способен делать человек, — это грешить (даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела). Как и в лютеранстве, в кальвинизме вера является показателем того, что человек будет спасён, однако, по кальвинистской доктрине абсолютного предопределения, Бог ещё до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, а других — к вечным мукам в аду. Впрочем, эта доктрина была позже несколько смягчена умеренными кальвинистами. Верующий, согласно кальвинизму, должен делать добрые дела и вести добропорядочную жизнь, но это опять-таки — не средство, с помощью к-рого можно достигнуть спасения, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению.

В соответствии с такой точкой зрения на спасение трактуются и таинства. Таинств у кальвинистов два — крещение и Вечеря Господня (причащение), причём они не имеют спасительной силы, а являются только знаками спасения человека. Крещение считается знаком членства человека в церкви с освобождением его от грехов, поскольку вера в Христа даёт такое освобождение.

Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. В отличие от М. Лютера, Ж. Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Ж. Кальвина трактовку У. Цвингли и рассматривают причащение лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.

Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей, в церквах у них нет статуй и икон. Но если лютеране, отказавшись от икон, согласились тем не менее допускать настенную живопись в церквах, то кальвинисты отвергли любые изображения. Церковные помещения у них отличаются непритязательностью. В отличие от лютеран и англикан, у кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужения не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы, как и у лютеран, совершаются на языках верующих. Экстатические торжественные призывы во время богослужений не разрешаются.

В противоположность М. Лютеру, признававшему верховенство государства над церковью, Ж. Кальвин фактически стоял за теократию — подчинение государства церкви. Однако сейчас кальвинистские церкви не претендуют на какие-то особые права в государстве. Там, где они являлись некогда государственными (Нидерланды, Большая часть швейцарских кантонов, американские штаты Массачусетс и Коннектикут и т. д.), они в большинстве случаев потеряли свой прежний статус, и только Церковь Шотландии сохранила своё положение «установленной» (государственной) церкви.

Кальвинистские церкви управляются либо пресвитериями, образуемыми священниками и старейшинами из числа мирян нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин). Старейшины-миряне призваны помогать священникам в поддержании дисциплины и управлении церковью. Священникам помогают также диаконы, которые собирают пожертвования и ведают их использованием. Некоторые кальвинистские церкви имеют сейчас епископов, однако епископ у них — это не степень священства, а только должность церковного руководителя.

В настоящее время кальвинизм известен в трёх формах: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две формы мало отличаются друг от друга, однако если реформатство возникло в континентальной Европе (Франции, Швейцарии, Германии), то пресвитерианство имеет свои корни на Британских островах. Конгрегационализм же отличен от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна.

В 1970 был создан Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединивший бульшую часть кальвинистов мира. Руководящие органы альянса находятся в Женеве.

Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно, и его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении (например, к большинству баптистских церквей).

Общая численность последователей кальвинизма 62 млн. человек. В Европе они представлены прежде всего в Нидерландах (3,7 млн. человек, или 25% всего населения, — часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 млн., или 38% населения, причём доля кальвинистов велика как среди германошвейцарцев, так и франкошвейцарцев), Венгрии (2 млн., или 19% населения), Германии (2 млн., или более 2% населения), Великобритании (1,9 млн., или свыше 3% населения, — преимущественно шотландцы и шотландоирландцы-ольстерцы). Имеются кальвинисты и в таких европейских странах, как Румыния (715 тыс. — главным образом венгры), Франция (392 тыс.), Украина (200 тыс. — в подавляющем большинстве венгры), Швеция (154 тыс.), Словакия (150 тыс. — в основном венгры), Югославия (21 тыс. — главным образом венгры), Финляндия (18 тыс.), Норвегия (16 тыс.), Ирландия (15 тыс.), Австрия (15 тыс.), Испания (14 тыс.).

Значительные группы сторонников кальвинизма есть в Америке: США (6,5 млн. человек — лица голландского, шотландоирландского, шотландского, швейцарского и другого происхождения), Бразилии (502 тыс.), Мексике (441 тыс.), Канаде (323 тыс. — преимущественно лица шотландского и шотландоирландского происхождения), Перу (254 тыс.), Гватемале (51 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (40 тыс.), в Аргентине (31 тыс.), Колумбии (21 тыс.), Гайане (19 тыс.), Чили (12 тыс.), Доминиканской Республике (11 тыс.), Венесуэле (11 тыс.), Пуэрто-Рико (10 тыс.).

В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 5 млн.), Индонезии (около 5 млн. — преимущественно в восточных районах страны), Индии (0,6 млн. — главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.), Пакистане (свыше 0,5 млн.), на Тайване (213 тыс. — часть гаошань и китайцев), в Северной Корее (108 тыс.), Мьянме (76 тыс.), Сингапуре (35 тыс.), Японии (14 тыс.).

В Африке последователей кальвинизма много в ЮАР (4,2 млн., или 12% населения, — большинство африканеров и многие банту), Нигерии (1,6 млн. — игбо и др.), Малави (1,3 млн.), Гане (1,1 млн.), Кении (свыше 1 млн.), Камеруне (около 1 млн.), Демократической Республике Конго (более 0,8 млн.), есть они также в Руанде (400 тыс.), Анголе (380 тыс.), Республике Конго (310 тыс.), Египте (301 тыс.), Лесото (219 тыс.), Зимбабве (157 тыс.), Габоне (150 тыс.), Мозамбике (140 тыс.), Того (120 тыс.), Судане (109 тыс.), Замбии (68 тыс.), Ботсване (67 тыс.), Намибии (62 тыс.), на Мадагаскаре (60 тыс.), в Экваториальной Гвинее (10 тыс.).

Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (559 тыс., или 17% населения, — в основном лица шотландского происхождения), Французской Полинезии (86 тыс., или 47% населения), Западном Самоа (58 тыс. — 34%), Вануату (53 тыс. — 32%), Новой Каледонии (29 тыс. — 17%), Федеративных Штатах Микронезии (29 тыс. — 26%), Кирибати (26 тыс. — 38%), Маршалловых Островах (14 тыс. — 30%), Американском Самоа (12 тыс. — 30%), на островах Кука (11 тыс. — 58%), Тувалу (8 тыс. — 90%), Ниуэ (1,6 тыс. — 74%), Токелау (1,1 тыс. — 62%).

Имеются кальвинисты также в Австралии (159 тыс.).

© 2008—2017 Etnolog.ru