Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Караимы

КАРАИМЫ (ивр. «читающие»), последователи караимизма или караизма — вероучения, возникшего в иудейской среде. Основателем караимизма считается Анан бен Давид, живший в середине VIII в. в Вавилонии (Ирак). Основоположники караимизма начали активную миссионерскую деятельность среди ближневосточной еврейской диаспоры и призывали, в частности, к углублённому изучению Писания (отсюда само слово «караимы»). Проповедь караимов и полемика с ними способствовали расцвету еврейской культуры в средневековых Ираке, Сирии, Палестине и Египте. После 1—го крестового похода, уничтожившего многочисленную караимскую общину Палестины, центр тяжести караимского движения перемещается в Египет и Византию, откуда оно завоёвывает последователей и в Крыму. В XIV—XV вв. караимские общины возникают в Галиции, на Волыни и в Литве. Доктрина и религиозное право караимов были сведены воедино в трудах византийских авторов Иехуды Хадасси (XII в.), Ахарона бен Йосефа (XIII в.), Ахарона бен Элияху (XIV в.) и особенно Элияху бен Моше Башьячи (XV в.).

После падения Византийской империи центрами интеллектуальной деятельности постепенно становятся Литва и Крым. В связи с определённым упадком караимских общин Стамбула и Каира и почти полным исчезновением караимизма в других ближневосточных странах ведущими караимскими общинами мира к началу XIX в. становятся общины Крыма и Литвы. В Российской империи караимы, в отличие от ортодоксальных иудаистов, признающих Талмуд, получают равноправие с прочими её гражданами. Караимскому духовенству предоставляется привилегированный статус, в Евпатории возникает караимское духовное училище. Тем не менее, ещё до установления советской власти наблюдается тенденция к отходу от религии среди образованной части караимства. В СССР эта тенденция усиливается в связи с антирелигиозной политикой властей и эмиграцией многих караимов на Запад. В Виленском крае и Западной Украине, входивших в межвоенный период в состав Польши, наблюдается определённое возрождение караимской религии и культуры, которому был положен конец после присоединения этих территорий к СССР в 1939—40. К 1991 на территории СССР действовал (в значительной мере номинально) лишь один караимский храм в городе Тракае (Литва).

Что же касается караимской общины Египта, то почти все местные караимы выехали в 50—60-х гг. за пределы страны (главным образом в Израиль и США).

От нормативного иудаизма (раввинизма) караимское вероучение отличается прежде всего категорическим отрицанием Устного закона, который для ортодоксального иудаизма равноценен Торе, так как был дан Моисею на Синае и лишь впоследствии записан в виде Талмуда. Отвергая талмудические традиции, караимы постепенно выработали свою собственную традицию «севел га-йеруша» («бремя наследия»), дополняющую библейские установления. В генезисе караимизма определённую роль могли сыграть доталмудические течения в иудаизме, последователи которых, вероятно, сохранялись в еврейской среде и после письменной фиксации Талмуда к началу VI в. н. э.

Имеются также различия в календаре, литургии, праздниках (у караимов полностью отсутствует праздник «ханука», существенно отличается от ортодоксального иудаистского пасхальный ритуал). Отсутствуют некоторые пищевые ограничения (запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи) и т. д.

Общая численность караимов в настоящее время составляет около 20 тыс. человек. Караимские общины и храмы имеются прежде всего в Израиле (где караимского вероисповедания придерживаются 10—15 тыс. человек), в США (около 1000 человек), в Стамбуле (около 100 человек), в Каире (несколько десятков человек), в Литве (несколько сот человек). Есть караимы также на Украине (преимущественно в Крыму) и в России, где предпринимаются попытки возродить организованную религиозную жизнь.

Караимские храмы именуются в Литве и на Украине «кенассами», в США — синагогой. Единственная синагога американских караимов расположена в городе Дэли-сити (штат Калифорния).

Караимы Ближнего Востока говорят на иврите и арабском языке, караимы США, частично ассимилируемые американскими евреями-раввинистами, — на арабском (некоторые лица старшего поколения) и английском, караимы Турции — на турецком языке (пожилые люди помнят ещё «йаванитики» — своеобразный стамбульско-караимский диалект греческого языка).

В бывшем СССР у караимов бытовали самостоятельный тюркский караимский язык (Литва, Западная Украина) и караимский вариант крымско-татарского языка (Крым). Сейчас среди них преобладают русский, украинский, литовский и, в меньшей степени, польский языки.

Караимы Израиля, США и Египта причисляют себя к еврейскому народу, караимы Восточной Европы, как правило, считают себя самостоятельной тюркской народностью, происходящей от хазар (вопрос об этногенезе восточноевропейских караимов до сих пор остаётся дискуссионным). Среди караимов Турции есть сторонники обеих точек зрения.

© 2008—2017 Etnolog.ru