Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Малабарская сирийская церковь святого Фомы

Малабарская сирийская церковь святого Фомы

МАЛАБАРСКАЯ СИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ФОМЫ (Мар Тома), одна из церквей малабарских христиан, приблизившаяся по ряду доктринальных положений и культовой практике к протестантизму. Иногда сторонников этой церкви называют марфомитами.

В 1816 англиканское Церковное миссионерское общество по призыву британского резидента в южноиндийских княжествах Траванкур и Кочин полковника Монро направило в эти княжества своих миссионеров с целью оказания помощи в подготовке священнослужителей из числа древних малабарских христиан, исповедовавших в то время монофиситство [см. Малабарская сирийская православная (яковитская) церковь]. Англиканские миссионеры, в частности, перевели Библию на дравидийский язык малаялам (до этого богослужение велось на непонятном для местного населения древнесирийском языке).

И хотя официальной целью миссии было не обращение в англиканство, а «обновление древней церкви», которое к тому же должно было согласовываться с руководством этой церкви, часть местных христиан подпала под сильное влияние миссии и пыталась проводить реформы в англиканском духе. В связи с этим в 1836 был проведён церковный синод, который отстранил англиканских миссионеров от работы в Малабарской церкви. После этого часть её членов, ощутивших наиболее сильное влияние со стороны англиканских проповедников, перешла в англиканство.

Другая группа, хотя и осталась на какое-то время в составе Малабарской церкви, образовала там реформаторское крыло и продолжала вести внутри церкви борьбу за протестантские нововведения. В целом эта борьба сложилась в пользу консервативных кругов, в частности они получили всю собственность Малабарской церкви, которую неудачно пытались отсудить у них реформаторы.

Глава реформаторов А. Малпан был отлучён за свою деятельность от церкви. Попытка искать поддержки у главы Сирийской православной (яковитской) церкви патриарха Антиохии успеха не принесла, и в 1889 А. Малпан с группой своих сторонников откололся от Малабарской церкви, образовав Малабарскую сирийскую церковь святого Фомы.

В вероучении этой церкви сильны элементы протестантизма. Фактически её догматика представляет собой синтез монофиситских и протестантских положений. Поэтому разные исследователи квалифицируют эту церковь неодинаково: одни считают её реформированной монофиситской, другие — протестантской.

Протестантские черты заметны и в литургии Малабарской сирийской церкви святого Фомы. Тем не менее многие яковитские литургические традиции в этой церкви соблюдаются. Остались и прежние церковные облачения священнослужителей.

Сохранена и традиционная для сирийских христиан организационная структура. Во главе церкви стоит митрополит, выполняющий также обязанности архиепископа Тируваллы (Ниранама). Кроме архиепархии имеются ещё 4 епархии.

Численность членов Малабарской сирийской церкви святого Фомы 718 тыс. человек. Подавляющее большинство из них сосредоточено в южноиндийском штате Керала (хотя церковь ведёт и миссионерскую работу). По этнической принадлежности они — малаяли.

© 2008—2017 Etnolog.ru