Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Пейотизм

ПЕЙОТИЗМ, паниндейская, полухристианская синкретическая религиозная система гедонистического толка.

Пейотизм получил распространение у индейцев навахо и юта с 1890. В 1970 в среде индейцев навахо была организована пейотистская церковь. Официальное название церковной организации — Туземная американская церковь.

Идеологической основой вероучения пейотизма является представление о коренном культурном различии белых и индейцев.

Приверженцы пейотизма считают, что миром правит некий трансцендентальный бог, символом которого является пейотль (растение). В то же время пейотль рассматривается в качестве средства общения с богом, которое было подарено индейцам этим богом. В пейотистское вероучение инкорпорирован и ряд христианских элементов: почитание Иисуса Христа, учение о троичности единого Бога, признание десяти заповедей и т. д.

Культовую основу составляет практика жевания пейотля (Peyote cactus, лат.: Lophophora williamsii), в состав которого входят более 10 алкалоидов, в том числе мескалин, обладающий сильным психотропным эффектом.

Последователи этой религиозной системы стремятся к обретению совершенства путём изменения душевного состояния индивида. Жевание пейотля позволяет человеку испытывать особое состояние души, сходное с трансом во время медитации. Курение пейотля рассматривалось как магическое лекарство от телесных и душевных недугов. Пейотизм не предполагает прямого воздействия на социально-политическую сферу через своих адептов, хотя часть индейцев, исповедующих эту религиозную систему, делает акцент на культурных различиях белых и индейцев, пытаясь пассивно противостоять европейскому влиянию на традиционную индейскую культуру. Гедонистический характер доктрины пейотизма и аморальные последствия потребления наркотических веществ (оргии, отравление большими дозами пейотля как наркотиком, отказ от активной деятельности, уход из семьи и т. п.) привели к возникновению антипейотистского движения.

Пейотистские церемонии устраиваются с целью благословения детей, излечения недугов, предотвращения экологических катастроф, а также по случаю христианских праздников. В качестве предметов культа употребляются раковинные и бисерные бусы, перья и кости орла, декорированные перьями и бисером жезлы, свистульки, табак, сигареты, барабан, веера из перьев орла, а также украшения в форме полумесяца, которые символизируют дорогу жизни, проложенную богом-пейотлем для индейцев. Местом проведения церемонии служит «хоган» (традиционное полуподземное жилище индейцев навахо). Во время ритуала строго соблюдается расположение участников церемонии и предметов культа по сторонам света, в центре помещения возжигается священный огонь. Церемония начинается в полночь и заканчивается через 12 часов. Ритуал включает молитвенные обращения к богу-пейотлю под аккомпанемент барабана, пение, движение участников церемонии во время ритуальных танцев по кругу, курение пейотля, утреннее омовение и ритуальную утреннюю трапезу участников. В церемонии принимают участие руководитель (вождь пейотля), считающийся посредником в общении с богом, женщина «солнечный восход», которая рассматривается как символ матери-Земли (через неё якобы принимаются жертвенные дары матерью-Землёй), человек-«огонь», барабанщик и др. В качестве жертвенных даров используются вода, зерно, фрукты, мясо без костей, то есть те продукты, которые были свойственны традиционной индейской культуре до прихода белых.

Туземная американская церковь возглавляется «национальным президентом», избираемым на 2—годичный срок. Высшим законодательным органом церкви является Конвенция, созываемая 1 раз в год. Отделения церкви в штатах и местные церковные общины пользуются автономией. Численность приверженцев превышает 250 тыс. человек.

© 2008—2017 Etnolog.ru