Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Пятидесятничество

Пятидесятничество

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО, течение в протестантизме. Хотя черты, свойственные пятидесятничеству, появились у некоторых конфессий ещё в XVIII в., официальным «днём рождения» этого течения считается 1 января 1901, когда на занятии в библейской школе в городе Топика в штате Канзас (США) одна из учениц внезапно заговорила на якобы не знакомом ей китайском языке. Основателем пятидесятничества обычно называют бывшего методистского священника Чарлза Фокса (1873—1929). Новое течение вышло из недр возникшего в американском протестантизме движения святости, другим ответвлением которого стал перфекционизм. К пятидесятничеству примкнул ряд религиозных деятелей США, в том числе отдельные представители таких течений, как перфекционизм, методизм, баптизм, квакерство.

Большая часть пятидесятнических организаций придерживается доктрин, близких к перфекционизму. Они признают богодухновенность Библии, верят в спасение путём обращения (принятия веры) и духовного возрождения, допускают возможность мгновенного освящения человека (освобождения от грехов) и его Божественного исцеления, настаивают на возврате к раннему христианству. Однако в пятидесятничестве есть специфическая черта — вера в возможность крещения верующих Духом Святым, в результате чего люди якобы получают дары Святого Духа, и прежде всего дар говорения на иных языках. Пятидесятники как бы переносят в наше время описанное в Деяниях святых Апостолов чудо, когда ученики Христа в день Пятидесятницы (откуда и само название течения) исполнились даром говорения на иных языках.

Это говорение на иноязыках (называемое обычно глоссолалией) представляет собой экстатичные звуки возбуждённого молитвой верующего, которые чаще всего не могут быть идентифицированы с каким-либо известным человеческим языком, хотя пятидесятники и считают, что при наличии также дара истолкования языков у самого говорящего или у других членов общины произносимое им может быть переведено. Глоссолалия, по мнению пятидесятников, возникает как на собрании церковной общины, так и в частной обстановке. Наблюдается она обычно во время молитвы или созерцания.

Подавляющее число христианских конфессий (в том числе и протестантских) не признаёт говорения на иных языках и относится к нему отрицательно. В 1928 в специальном постановлении Мировой фундаменталистской ассоциации пятидесятничество было официально отвергнуто как фанатичное и расходящееся со Священным Писанием течение. В 1944 Американский совет христианских церквей назвал глоссолалию отступничеством от христианской веры.

Тем не менее пятидесятничество чрезвычайно быстро расширяло свои ряды (число пятидесятников за последние 20—30 лет увеличилось в несколько раз). Сейчас пятидесятничество превратилось в одно из главных течений протестантизма, сравнимое по численности с лютеранством, англиканством, баптизмом. Более того, феномен глоссолалии затронул и некоторые другие церкви, в частности баптистские, меннонитские, пресвитерианские, реформатские, лютеранские, методистские, англиканские, католические и даже православные (лиц, практикующих глоссолалию, в этих церквах называют харизматами).

По особенностям культа разные пятидесятнические церкви заметно различаются между собой, хотя в целом преобладают черты, близкие к культу баптистских и методистских церквей.

Пятидесятничество не представляет собой единого целого, а делится на большое число отдельных конфессий, которые могут быть сведены в пять основных групп: 1) пятидесятники двух благословений (или двух духовных кризисов),2) пятидесятники трёх благословений (или трёх духовных кризисов),3) радикальные пятидесятники,4) апостольские пятидесятники,5) пятидесятники-унитарии.

Пятидесятники двух благословений признают в качестве Божьих благословений только обращение (принятие веры) и крещение Духом Святым. В значительной своей части принадлежащие к этой группе пятидесятников лица являлись прежде членами баптистских церквей и их называют также баптистствующими пятидесятниками. К группе пятидесятников двух благословений принадлежит большое число церквей, среди которых наиболее многочисленные и известные: Ассамблеи Бога (Собрание Божье), Международная церковь четырёхугольного Евангелия, Американская пятидесятническая церковь Бога (афроамериканская), Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской (филиал Собрания Божьего в странах бывшего СССР).

Пятидесятники трёх благословений добавляют к двум указанным выше благословениям третье, стоящее между ними — освящение, или рождение свыше (полное очищение от всех грехов — как от приобретённого в личной жизни, так и первородного). В своём большинстве пятидесятники трёх благословений вышли из перфекционистской среды и их иногда называют пятидесятниками святости. Крупнейшими церквами пятидесятников трёх благословений являются афроамериканская Церковь Бога во Христе, афроамериканская же Церковь Бога во Христе, международная; Церковь Бога (Кливленд, Теннесси), Пророческая церковь Бога.

Радикальные пятидесятники признают помимо обращения, освящения и крещения Духом Святым также Божественное исцеление, пророчество, вознесение и т. д. Эта группа сравнительно малочисленна и относимые к ней церкви невелики (Независимые ассамблеи Бога и др.).

Не имеют большого числа последователей и апостольские пятидесятники, руководимые живыми «апостолами» и «пророками». К ним относится Апостольская церковь Великобритании и др.

Все четыре перечисленные группы пятидесятников, заметно отличаясь друг от друга по своим догматическим положениям, тем не менее придерживаются важнейшей для подавляющего большинства христиан тринитарианской доктрины, то есть учения о существовании единого Бога в трёх лицах (ипостасях): Отца, Сына и Духа Святого. Что же касается пятой группы — пятидесятников-унитариев, то они считают, что существует только одно, а не три лица Бога. Наиболее крупной конфессией пятидесятников-унитариев является Объединённая пятидесятническая церковь, международная (её филиал в странах бывшего СССР — евангельские христиане в духе апостолов).

Общая численность пятидесятников (не считая харизматов) — 84 млн., в том числе баптиствующих пятидесятников — 48 млн., пятидесятников святости — 8 млн., радикальных пятидесятников — 0,6 млн., апостольских пятидесятников — 5 млн., пятидесятников-унитариев — 5 млн., пятидесятников, которых трудно отнести к какой-либо из этих групп, — свыше 17 млн. Если же учитывать и харизматов, то численность пятидесятников в расширенном смысле, по подсчётам специалиста по конфессиональной статистике Д. Б. Барретта, достигнет 373 млн. В это число войдут харизматы-католики (12 млн.), харизматы-протестанты, включая англикан (10 млн.), харизматы-православные (0,5 млн.), китайские пятидесятники домашних церквей (50 млн.), так называемые небелые туземные квазипятидесятники (50 млн.), так называемые апостольские католики и некоторые другие категории верующих.

Пятидесятничество представлено в подавляющем большинстве стран. Особенно велика численность пятидесятников в Бразилии (свыше 21 млн. собственно пятидесятников, а включая и харизматов — 23,5 млн.), США (соответственно свыше 10 млн. и более 33 млн.), Чили (свыше 2 млн. и 3,3 млн.), Мексике (около 2 млн. и 2,3 млн.), Аргентине (около 1 млн. и 1,8 млн.), Гватемале (0,8 млн. и 1,5 млн.), Сальвадоре (0,5 млн. и 0,9 млн.), Пуэрто-Рико (0,6 млн. и 0,7 млн.), Канаде (0,4 млн. и 1,2 млн.), Колумбии (0,4 млн. и 0,7 млн.), Перу (0,4 млн. и 0,6 млн.), Гаити (0,3 млн. и 0,4 млн.), Никарагуа (250 тыс. и свыше 400 тыс.), Панаме (около 200 тыс. и свыше 250 тыс.), на Ямайке (около 200 тыс. и около 300 тыс.), в Венесуэле (около 150 тыс. и около 700 тыс.), на Кубе (150 тыс.), в Доминиканской Республике (150 тыс. и свыше 200 тыс.), Коста-Рике (свыше 100 тыс. и более 200 тыс.), Эквадоре (свыше 100 тыс. и более 150 тыс.), Гондурасе (около 100 тыс. и 300 тыс.), Боливии (около 100 тыс. и св. 250 тыс.), Демократической Республике Конго (4,5 млн.), Нигерии (4,2 млн. и 8,2 млн.), ЮАР (3 млн.), Кении (1,6 млн. и 2,9 млн.), Зимбабве (0,9 млн.), Гане (0,7 млн.), Мозамбике (0,7 млн.), Эфиопии (0,6 млн. и 1,1 млн.), Бурунди (0,4 млн. и 0,5 млн.), Танзании (0,4 млн. и 0,6 млн.), Уганде (0,3 млн. и 1,1 млн.), Буркина Фасо (0,3 млн.), Руанде (0,3 млн.), Замбии (240 тыс.), Анголе (155 тыс.), Судане (110 тыс.), Кот-д'Ивуаре (около 100 тыс. и свыше 200 тыс.), на Мадагаскаре (около 100 тыс. и около 200 тыс.), в Малави (около 100 тыс. и около 200 тыс.), Индонезии (3,3 млн. и 5,8 млн.), Южной Корее (1,4 млн. и 1,9 млн.), Индии (1,3 млн. и 3,2 млн.), на Филиппинах (0,6 млн. и 1,8 млн.), в Мьянме (свыше 100 тыс.), на Тайване (около 100 тыс.), в Малайзии (свыше 30 тыс. и 280 тыс.), Пакистане (около 30 тыс. и свыше 100 тыс.), Вьетнаме (3 тыс. и 115 тыс.), на Украине (0,8 млн.), Италии (свыше 450 тыс.), в Великобритании (свыше 310 тыс. и около 2 млн.), Румынии (свыше 320 тыс. и 355 тыс.), России (около 300 тыс. и свыше 340 тыс.), Франции (свыше 260 тыс.), Испании (около 220 тыс. и около 240 тыс.), Швеции (около 200 тыс.), Германии (свыше 140 тыс. и свыше 260 тыс.), Нидерландах (около 90 тыс. и около 340 тыс.), Финляндии (около 90 тыс. и около 330 тыс.), Норвегии (свыше 60 тыс. и 140 тыс.), Папуа-Новой Гвинее (свыше 250 тыс. и около 420 тыс.), Австралии (свыше 100 тыс. и свыше 470 тыс.), Новой Зеландии (свыше 30 тыс. и около 260 тыс.).

© 2008—2017 Etnolog.ru