Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Рамаизм

РАМАИЗМ, одно из течений вишнуизма.

В основе рамаизма лежит почитание седьмой аватары (воплощения) Вишну — в героя-царя Раму, сошедшего на землю ради уничтожения зла, персонифицированного в образе царя демонов-ракшасов Раваны. Тождество Рамы и Вишну утверждается в эпосе и пуранах (древних преданиях). Герой и богочеловек Рама расценивался приверженцами рамаизма как высшее проявление божественности, а отношения Рамы и Ситы — как пример высшей божественной любви.

В качестве религиозного течения рамаизм получил воплощение в различных общинах и сектах, возглавляемых наставниками-гуру. Первым рамаитским гуру был Рамананда (XV в.), последователь рамаитского вероучителя Рамануджи (XII в.). Основанная им община отличалась глубокой веротерпимостью, так как считалось, что все религии под разными именами почитают одного и того же бога. Одним из ярких представителей рамаизма был поэт Тулсидас, автор эпической поэмы Рамачаритаманаса (XVI в.).

Одним из самых значительных праздничных ритуалов рамаитов является день рождения Рамы — Раманавами, отмечаемый в 9-й день светлой половины месяца чайтра (март-апрель). Одна из форм коллективного почитания Рамы — рамлила, мистериальная народная драма, исполняемая в течение нескольких недель и в дни праздника дасера, приуроченного к осеннему равноденствию. Представления на темы Рамаяны обычно завершаются церемонией сожжения гигантских чучел демонов Раваны и его братьев; она символизирует победу Рамы над врагами.

В ежедневных богослужениях — пуджах центральное значение имеют постоянное повторение имён бога (джапа) и медитация. Наиболее ревностные почитатели Рамы покрывают всё тело татуировкой, нанося на кожу имя Рамы или Рамы и Ситы.

С культом Рамы связано почитание Ханумана — обезьяньего полководца, друга и соратника Рамы. Иногда в пуджу Раме входят жесты, имитирующие обезьяну и воспроизводящие образ Ханумана.

© 2008—2017 Etnolog.ru