Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Русская православная церковь

Русская православная церковь

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, крупнейшая из автокефальных православных церквей. Прежде называлась Греко-кафолическая российская православная церковь.

Согласно преданию, ещё в I в. н. э. земли, на которых позже возникло Древнерусское государство, посетил один из 12 апостолов — св. Андрей Первозванный. Христианство начинает проникать на территорию современной России с III в., распространяясь в основном среди греков, живших по Черноморскому побережью Северного Кавказа. В VI в. началась христианизация обитавших в Причерноморье адыгских племён. Кроме адыгов христианство впоследствии приняли также предки осетин, население Чечни и Дагестана (позднее христианство у всех, кроме осетин, было вытеснено исламом). С конца IX в. христианство начинает проникать в Древнюю Русь. Оно было принесено туда из Византии, то есть в своей восточной форме, которая позже стала называться православием. Много христиан было уже среди дружинников князя Игоря. В 955, согласно «Повести временных лет», или в 957 крестилась княгиня Ольга. Массовое принятие христианства на Руси началось с 988, когда киевский князь Владимир I Святославич (Владимир Святой) принял новую веру и приказал крестить в Днепре жителей Киева. С этого момента христианство становится официальной религией Древнерусского государства и быстро начинает распространяться по территории страны. Раньше всего оно укрепилось в окрестностях Киева, в Чернигове и Переяславле и вдоль великого водного пути, соединявшего Киев с Новгородом. В самом же Новгороде и Новгородской земле внедрение христианства вызвало сопротивление и проходило труднее. В дальнейшем по мере расширения границ Русского государства в христианство обращаются жители всё новых территорий. В большинстве случаев принятие новой религии проходило мирно.

До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя отдельную Русскую митрополию и пользуясь большой автономией, хотя её митрополиты и ставились Константинополем.

Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным — в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву.

В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, без согласия Вселенского патриархата, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси. В 1458 произошло окончательное разделение Русской митрополии на две части: Московскую и Литовскую. В то время как Московская митрополия стала фактически независимой, митрополиты для юго-западных земель продолжали поставляться Константинополем.

Официально автокефалию Русская православная церковь получила в 1589, когда Вселенский патриарх дал митрополиту Московскому Иову сан патриарха и произвёл возвышение и увеличение чинов иерархии Русской православной церкви, с тем чтобы она могла самостоятельно на своём соборе избирать патриарха. В 1590 автокефалия и патриаршество Русской православной церкви были закреплены на созванном в Константинополе соборе.

Во второй половине XVII в. в Русской православной церкви под руководством патриарха Никона были проведены реформы, касавшиеся прежде всего некоторых изменений в обрядности и исправлений в богослужебных книгах с целью приведения их в полное соответствие с греческими. Из-за того что часть духовенства и верующих не приняли эти нововведения, в церкви произошёл раскол, и противники реформ порвали с Русской православной церковью, образовав старообрядчество.

В 1720 Петром I был издан «Духовный регламент», согласно которому высшая власть в церкви передавалась царю, а церковное управление стало осуществляться от его имени особой духовной коллегией — Святейшим синодом во главе с президентом в сане митрополита. Надзор за деятельностью этого учреждения возлагался на государственного чиновника — обер-прокурора Святейшего синода. В 1721 «Духовный регламент» был утверждён архиереями епархий и настоятелями крупнейших монастырей, и патриаршее правление церковью было отменено.

В 1900-е гг. активно обсуждался вопрос о восстановлении соборного начала в управлении церковью. В 1906 Святейший синод принял решение о созыве чрезвычайного собора Русской православной церкви. В 1917 Временное правительство издало постановление «О свободе совести» и упразднило пост обер-прокурора. 15 (28) августа 1917 в Москве собралась первая сессия Поместного собора Русской православной церкви, которая работала до 9 (22) декабря 1917. Главным её итогом было восстановление в России патриаршества. Патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Белавин).

После Октябрьского переворота 23 января (5 февраля) 1918 был опубликован принятый советским правительством декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви». Во время гражданской войны, в которой православные верующие сражались на стороне и белых, и красных, патриарх Тихон старался избегать политических оценок происходящего, стремясь не допустить вовлечения церкви в войну. Тем не менее советской властью против церкви был начат настоящий террор. Многие священнослужители и монахи подверглись жестоким репрессиям. Репрессии против Русской православной церкви продолжались и после гражданской войны. Так, если в 1917 в ведении Русской православной церкви было 54 тыс. приходских храмов,25 тыс. часовен и 12 тыс. монастырей, то к 1938 осталось только 400 церквей, монастыри же все были закрыты, а их насельники изгнаны, арестованы или убиты. В то время как в 1917 православных верующих окормляли 163 епископа, к 1938 лишь 4 из них управляли своими епархиями. Многие архипастыри приняли мученическую смерть. Их судьбу разделили тысячи священников и огромное число простых верующих.

Одновременно с репрессиями против Русской православной церкви коммунистическое руководство, надеясь разложить церковь изнутри, поддержало группу священников, которые выступили в защиту советской власти как «воплощающей христианские идеалы» и призвали к «обновлению церкви», за что и получили название «обновленцев». Обновленцы требовали ликвидации патриаршества, введения выборного коллегиального руководства церковью, реформирования богослужебной практики. В 1922 они создали собственную организацию — «Живую церковь». Однако уже вскоре возникли противоречия между лидерами обновленчества, и «Живая церковь» распалась на несколько групп. С 1926 руководство страны меняет своё отношение и к обновленцам. В 1936—37 большинство их лидеров было расстреляно, а в 1946 прекратил существование последний обновленческий приход.

После смерти патриарха Тихона (1925) местоблюстителем патриаршего престола (в соответствии с волей Тихона, предложившего три кандидатуры на должность местоблюстителя до законных выборов патриарха) стал митрополит Крутицкий Пётр (Полянский). В декабре 1925 митрополит Пётр был арестован, а в 1937 расстрелян. Перед арестом он распорядился о назначении заместителем местоблюстителя патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия (Старогородского), которому, однако, было запрещено переехать из Нижнего Новгорода в Москву. В 1926 он тоже был арестован по обвинению в проведении нелегальных выборов патриарха (из-за невозможности созыва собора было решено избрать патриарха путём сбора подписей от архиереев) и связях с эмиграцией. В 1927 митрополит Сергий был освобождён, и ему разрешили переехать в Москву. В мае 1927 на созванном митрополитом Сергием совещании епископов был образован Временный патриарший священный синод, который в 1927 был официально зарегистрирован в НКВД. 29 июля 1927 митрополит Сергий выступил с известным «Посланием к пастырям и пастве», получившим впоследствии название «Декларация 1927 года». В этом послании говорилось, что теперь православная церковь имеет в Советском Союзе «не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление»; отмечалось также, что церковь считает Советский Союз своей гражданской родиной и разделяет с ней радости, успехи и неудачи. Послание соответствовало общей политической линии, проводимой митрополитом Сергием, которая была направлена прежде всего на то, чтобы сохранить для верующих православное духовенство, приходы и храмы, чтобы не поставить людей перед выбором между подпольной церковью и обновленчеством. Однако часть духовенства и мирян резко выступили против положений, содержащихся в послании, и порвали отношения с митрополитом Сергием. По этой причине произошёл разрыв между Русской православной церковью и Русской православной церковью за границей, появилась и так называемая катакомбная церковь.

Во время Великой Отечественной войны германские оккупационные власти в пропагандистских целях разрешили открывать храмы на оккупированной территории. Тем не менее Русская православная церковь с самого начала войны заняла патриотическую позицию. Однако массовое открытие церквей на оккупированной территории, а также стремление И. В. Сталина использовать православную церковь для поднятия морального духа народа способствовали изменению политики по отношению к церкви. В сентябре 1943 было разрешено открытие храмов, монастырей, духовных учебных заведений, мастерских по производству церковной утвари и т. д. Были освобождены некоторые из находившихся в заключении священнослужителей. Церковь получила разрешение на избрание патриарха. В сентябре 1943 прошёл Архиерейский собор, избравший патриаршего местоблюстителя Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Собор избрал также Священный синод Русской православной церкви. Одновременно советское руководство для осуществления контроля за деятельностью церкви учредило Совет по делам Русской православной церкви при Правительстве СССР.

С конца 1950-х гг. вновь усиливаются гонения на церковь: закрываются многие храмы, монастыри, семинарии, усиливается травля духовенства и верующих, в периодической печати развёртывается антирелигиозная кампания.

Положение Русской православной церкви начинает постепенно улучшаться лишь во второй половине 1980-х гг., а в 1988 тысячелетие крещения Руси было торжественно отпраздновано на государственном уровне. После падения в стране коммунистического режима позиции Русской православной церкви ещё более упрочились, а её роль в жизни общества сильно возросла.

Догматика Русской православной церкви не отличается от принятой в других православных церквах. Культ в Русской православной церкви также сходен с культом в других православных церквах. Богослужение в Русской православной церкви совершается очень торжественно. Музыку для церковного пения сочиняли такие выдающиеся композиторы, как Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов. Богослужение в Русской православной церкви ведётся на церковнославянском языке, проповеди же читаются на русском, а также на языках других народов России (в районах их компактного проживания). Праздники Русской православной церкви отмечаются в основном те же, что и в других православных церквах. В Русской православной церкви принят юлианский календарь.

На протяжении всей своей истории Русская православная церковь оказывала большое положительное влияние на развитие русской культуры, укрепление морально-нравственных устоев российского общества, формирование и упрочение этнического самосознания русского народа.

Главой (предстоятелем) Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси, резиденция которого находится в Москве. Он управляет Русской православной церковью совместно со Священным синодом, состоящим, помимо патриарха, из пяти постоянных членов: митрополита Киевского и всея Украины; патриаршего экзарха всея Беларуси, митрополита Минского и Слуцкого; митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского; митрополита Крутицкого и Коломенского; председателя Отдела внешних церковных сношений, а также из шести временных членов — епархиальных архиереев. Высшим церковным органом является Поместный собор, который собирается не реже одного раза в пять лет. В промежутках между поместными соборами таким органом считается Архиерейский собор, созываемый не реже одного раза в два года. В него входят все епархиальные архиереи и архиереи, стоящие во главе синодальных учреждений или руководящие духовными учебными заведениями.

В настоящее время в ведении Русской православной церкви находится 120 епархий. Во главе епархии может стоять митрополит, архиепископ или епископ. Епархии делятся на благочинные округа, которые, в свою очередь, состоят из приходов. Епархии Русской православной церкви находятся не только в России и странах ближнего зарубежья, но и в государствах дальнего зарубежья. На территории дальнего зарубежья имеется восемь епархий Русской православной церкви: Сурожская (с центром в Лондоне), Корсунская (с центром в Париже), Берлинская, Цюрихская, Брюссельская, Гаагская, Венская и Аргентинская (объединяющая все приходы, расположенные на территории Латинской Америки). Приходы Русской православной церкви, находящиеся в США и Канаде, управляются одним из викариев Московской епархии.

Общая численность последователей Русской православной церкви, по очень приблизительной оценке, составляет свыше 110 млн. человек. Основная их часть живёт в Российской Федерации, где Русская православная церковь является крупнейшей религиозной организацией. В России к последователям Русской православной церкви относится прежде всего подавляющее большинство русских верующих. В неё также входит основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, камчадалов. Сторонниками Русской православной церкви считаются большинство кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. К Русской православной церкви принадлежат и Большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, многие западные буряты, часть калмыков (прежде всего донские), татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

На Украине в ведении Московского патриархата находится основная часть православных храмов, которые посещают большинство верующих украинцев и живущих там русских. В Белоруссии к Русской православной церкви относится Большая часть верующих белорусов и русских. В других республиках СНГ, а также в прибалтийских государствах приверженцами Русской православной церкви являются прежде всего живущие там русские, украинцы и белорусы. Приходы Русской православной церкви, расположенные в дальнем зарубежье, образуют преимущественно русские.

В юрисдикции Русской православной церкви находится Японская православная церковь, имеющая статус автономной церковной организации. Большой автономией пользуется и Украинская православная церковь Московского патриархата. В Белоруссии и некоторых других республиках бывшего СССР Русская православная церковь в значительной степени самостоятельна в решении внутренних вопросов. На протяжении XX в. из Русской православной церкви вышел ряд церковных организаций, которые в настоящее время ей не подчиняются. К ним относятся Русская православная церковь за границей, Российская православная свободная церковь, разные ветви Истинно православной церкви, различные группы истинно православных христиан, Украинская автокефальная православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата и др. В Эстонии православная церковь расколота на две церковные организации: часть православных священнослужителей и верующих по-прежнему входит в Русскую православную церковь, остальные перешли под юрисдикцию Вселенского патриархата.

© 2008—2017 Etnolog.ru