Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Сикхизм

СИКХИЗМ, одна из национальных религий Индии. Его считают либо одной из ветвей индуизма либо признают самостоятельной религией. Название сикхизм происходит от санскритского «сикх» — ученик.

Сикхизм сложился в Индии в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций — индуистской и мусульманской. Основателем сикхизма был индус гуру (учитель, наставник) Нанак (1469—1539). О его жизни имеются лишь немногие подлинные сведения. Принадлежа к касте кхатри, он во время обряда посвящения, обязательного для членов высших каст, не согласился надеть священный шнур, заявив, что истинная преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере, а не в ношении символических атрибутов. Позже эта идея стала ядром его учения. Нанак отвергал противопоставление индуистов и мусульман, и идея содружества всех людей также легла в основу сикхизма. Раздав бедным своё имущество, Нанак около 30 лет бродил по стране, произнося проповеди, главной темой которых было равенство людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. Понятие гуру стало одним из важнейших в сикхизме, обозначая наставника, проводника на пути к высшей истине. Конец жизни Нанак провёл в Картапуре, где начала складываться сикхская община. Обязательными для её членов были утренние и вечерние собрания-богослужения (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивался также «стол гуру» (гуру-ди-лангар) — общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности. Позже этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших.

Основные положения религиозно-философской доктрины сикхов были унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок бхакти — религиозно-реформаторскому движению в индуизме, основанному на любви и преданности Богу и отрицающему роль брахманов как посредников между Богом и людьми. Вобрал в себя сикхизм и черты мусульманского суфизма, который, подобно бхакти, считал конечной целью человека внутреннее, медитативное общение с Богом и экстатическое слияние с ним. С самого начала в нём утвердились идеи монотеизма в противовес многобожию индуизма и принципы индо-мусульманского единства, связанные с осознанием общности судеб индуистов и мусульман. Организация сикхской общины имела много общего с суфийскими орденами.

По воззрениям сикхов, единый Бог существует в качестве вечной, незримой сущности, пронизывающей всё в видимом феноменальном мире. Он не имеет зримых воплощений, особых имён и черт и потому сикхи обращаются к нему, используя и индуистские, и мусульманские имена. Он непостижим, непознаваем, необъясним, неописуем. К нему сикхи взывают в своих гимнах, во время молитв и медитаций. Общение с Богом происходит во внутреннем созерцании, это — глубоко мистический процесс. Он не требует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне.

Путь духовного совершенствования в сикхизме — нам-марг, или сахадж-йога, — предполагает пять последовательных стадий восхождения. В качестве обязательных установлений практики провозглашено постоянное размышление о Боге и повторение его имени, а также медитация. Истинное служение Богу — это прежде всего служение людям и потому во главу угла ставятся активная жизнь и труд на благо людей.

Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру; ученик-сикх должен ему беспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников.

Центром религиозной жизни являются молельные дома — гурдвары (буквально «вход гуру»). В них находится главная святыня сикхов — священная книга Ади Грантх.

Среди обрядов сикхизма важное место занимают обряды жизненного цикла: наречение имени, посвящение в сикхскую общину — хальсу, бракосочетание, похороны.

Сикхи почитают своих гуру — верховных наставников, которых было десять, первый из них — Нанак. Десятый гуру Говинд Сингх (у власти в 1675—1708) произвёл кардинальные изменения в сикхской общине. Он упразднил институт гуру и создал новое сообщество особо преданных сикхов — хальсу, а также армию хальсы. Презрение к смерти, а также готовность к героическому самопожертвованию ради веры сделали сикхов идеальными солдатами. При нём же были введены атрибуты сикхизма, именуемые «пять ка»: длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род нижнего белья.

Ликвидировав институт гуру, Говинд Сингх провозгласил вечным гуру составленную пятым гуру Арджуной (1581—1606) священную книгу Ади Грантх, которая как бы мистически объединена с хальсой. Собрание сикхов в присутствии священного канона само по себе приобрело авторитет гуру. Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи стали считать вероотступником, что послужило главной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, рамраи, нирмала, беди и др.).

Проникновение в индийское общество европейских идей и ценностей вызвало реформаторские процессы в сикхизме. Стали возникать секты (ниранкари, намдхари и др.), проповедующие возрождение сикхизма, и организации нового типа — сабхи, то есть добровольные общества, пропагандирующие чистый и «истинный» сикхизм. В 1902 они объединились в организацию «Главный диван хальсы».

В результате реформаторского переосмысления сикхизма в целом и идеи хальсы в особенности хальса стала более сплочённой и однородной, стало расти самосознание сикхов. Это сопровождалось их стремлением к обособлению, к созданию религиозно-культурных и формально-институциональных границ. Одной из таких «границ» стало развитие и распространение языка панджаби на алфавите гурмукхи — сакральном алфавите священного канона. Язык стал символом религиозной общины.

Накануне получения Индией независимости сикхи выступили с требованием особого сикхского государства Халистан. После раздела Британской Индии в 1947 сикхская община предпочла, чтобы территория их расселения вошла в состав индийского государства. В 1965 Пенджаб был разделён на два штата: сикхский панджабиязычный Пенджаб и хиндиязычную Харьяну.

В 1980-е гг. противостояние сикхизма и индуизма приняло острые формы и привело к кровавому хаосу и террору. Предпринятый индийской армией штурм Золотого храма сикхов, где укрывались террористы, привёл к человеческим жертвам и вызвал массовые аресты сикхов. В отмщение телохранители-сикхи убили в 1984 Индиру Ганди, что спровоцировало сикхские погромы в Индии. С новой силой вспыхнул террор и со стороны сикхов.

Численность сикхов (в 1996) — свыше 19 млн. человек. Более 18 млн. сторонников живёт в Индии (2% населения страны), из них около 13 млн. сосредоточено в Пенджабе, где они образуют 64% населения. Кроме того, свыше 1 млн. сикхов находится в штате Харьяна, около 0,7 млн. — в штате Раджастхан, около 0,6 млн. — в штате Уттар-Прадеш. Вне Индии значительное число сикхов имеется в Соединённом Королевстве (около 0,5 млн.) и Канаде (около 250 тыс.). Есть они также в США и ряде других стран.

По этнической принадлежности сикхи — панджабцы, в составе которых они выделяются как особая этноконфессиональная общность.

© 2008—2017 Etnolog.ru