Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Сэйтё-но иэ

Сэйтё-но иэ

СЭЙТЁ-НО ИЭ («дом роста»), японская синкретическая новая религия. Возникла в 1930. Её основатель Танигути Масахару был одним из лидеров секты Омото-кё, когда ему, пребывавшему в состоянии религиозного возбуждения, явилось, как он утверждает, откровение божества. Через год Танигути основывает собственную организацию в Кобе, в 1932 открывает её представительство в Токио, а ещё через два года переносит в столицу и саму штаб-квартиру. В это же время он развивает бурную деятельность по пропаганде своего учения. Массовыми тиражами издаются периодические издания и книги, в которых разъясняются взгляды Танигути не только религиозного, но и социально-политического характера. За пропаганду идей, противоречащих официальной идеологии, руководители движения несколько раз подвергались аресту. Во время 2-й мировой войны организация сближается с милитаристскими кругами страны и призывает к преданности императору. В послевоенный период политический акцент переносится на патриотизм и культ государственного флага.

Сэйтё-но иэ была зарегистрирована в качестве юридического лица в 1949, после принятия в стране новой конституции, гарантирующей свободу вероисповедания.

В основе учения сэйтё-но иэ, иногда характеризуемого как квазирелигия, лежат онтологические и этические взгляды его основателя и руководителя. На формирование убеждений Танигути повлияли буддизм, христианство, даосизм, европейская экзистенциальная философия, а также фрейдизм, вследствие чего догматика «Дома роста» характеризуется крайней эклектичностью. Основные её положения изложены в главных сочинениях Танигути: «Истина бытия» и «Божественное воспитание и духовная практика человечества».

В соответствии с доктриной сэйтё-но иэ все религии в мире одинаковы в том, что направлены на постижение единой высшей реальности («дзиссо») и поэтому в равной степени достойны уважения. Каждый человек должен быть праведником своей веры. В то же время сэйтё-но иэ объявляется религией всех религий, так как она якобы объединяет все формы истинного знания. Все люди, по утверждению сэйтё-но иэ, дети Бога и поэтому равны между собой. Человечество по своей природе безгрешно, поскольку оно есть часть истинного и непорочного мира. Пороки, грех, болезни и прочие отрицательные явления приводят к смерти, и вследствие этого они понимаются как результат присутствия небытия в настоящем, вечном мире. Всё, что не является благом, — это иллюзии. Поскольку истинное бытие во всех его видах — это проявление воли трансцендентного субъекта (то есть Бога), то небытие — результат отсутствия веры в него. Таким образом, каждый больной в своей болезни является жертвой собственных иллюзий. Тот, кто осознаёт своё божественное происхождение, не подвержен ни болезни, ни прочим бедствиям.

Догмат о богоподобии логически привёл к концепции о неограниченных возможностях человека. Осознающий себя сыном Бога не может ошибаться, и поэтому вера в учение Танигути рассматривается как гарант профессионализма и нравственной состоятельности личности.

В культовой практике сэйтё-но иэ наибольшее значение имеет процесс самовнушения во время чтения священных текстов, который помогает человеку порвать круг своих заблуждений и тем самым покончить с пороками и страданиями. Кроме того, «Дом роста» перенял от Омото-кё традицию коллективных медитаций «синсо-кан» («истинное чувство»).

Служба в храмах или местах собраний сэйтё-но иэ начинается с чтения одного из священных текстов. Далее рассказывается об учении Танигути. После этого участники службы делятся впечатлениями об известных им чудесных случаях исцелений. В проповедях делается упор на непринуждённое общение. Убранство мест для проведения богослужений имеет светский характер.

Синкретизм учения и его ярко выраженная прозелитическая направленность позволили сэйтё-но иэ стать одной из самых массовых религиозных организаций современной Японии. В 60—80-х гг. число её действительных членов и приверженцев, по разным источникам, колебалось от 1,4 до 2,5 млн. человек. Особой популярностью доктрина сэйтё-но иэ пользуется среди интеллигенции. Характерно также, что большинство активных членов «Дома роста» образуют женщины средних лет. Сэйтё-но иэ продолжает оставаться весьма влиятельной религиозной организацией Японии. Она принимает участие как в общественной жизни страны, так и в разного рода политических кампаниях.

© 2008—2017 Etnolog.ru