Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Хоахао

ХОАХАО, реформаторское течение вьетнамского буддизма. Полное название течение — Фат зяо Хоа хао, то есть буддизм хоахао Поскольку на хоахао значительное влияние оказали конфуцианство и культ предков есть определённые основания трактовать хоахао как синкретическую новую религию.

Хоахао возникло в южной части Вьетнама. Считается, что община хоахао была основана в 1939, когда её создатель Хюинь Фу Шо (Со) (1919—1947) якобы испытал озарение. Шо, получивший прозвище «безумный бонза», происходил из деревни Хоахао в пограничной с Камбоджей провинции Тяудок (современная провинция Анзянг), откуда движение и получило своё название.

По мнению ряда исследователей, появление хоахао было подготовлено деятельностью неортодоксальных буддийских сект и тайных религиозных обществ, в первую очередь Общества неба и земли (Тхиен Диа Хой), существовавших на юге Вьетнама в конце XIX — начале XX вв. Между этими организациями и хоахао прослеживаются сходство и даже преемственность.

Одна из главных особенностей буддизма хоахао — его практическая направленность. В канонических текстах хоахао подчёркивается простота учения и его большее по сравнению с ортодоксальным буддизмом соответствие подлинным проповедям Шакьямуни. В целом в текстах хоахао основополагающие положения буддизма не подвергаются сомнению. Вместе с тем в сочинениях Хюинь Фу Шо можно встретить немало ссылок не только на персонажи буддийского пантеона, но и на полумифических правителей древнего Китая Яо и Шуня. В качестве моральных стандартов основатель хоахао приводит конфуцианские «три устоя» и «пять добродетелей». В космологии хоахао чувствуется значительное влияние амидаистских представлений. Хюинь Фу Шо предписывает своим последователям почитать предков и родителей, родину, «три сокровища» (Будду, дхарму, то есть его учение, и сангху, то есть монашескую общину). Таким образом, чисто буддийские ценности стоят в иерархии хоахао лишь на третьем месте. С уважением нужно относиться также к соотечественникам и ко всему человечеству.

По мнению Хюинь Фу Шо, формы почитания Будды должны быть просты, искренность чувства важнее внешнего блеска. Ритуал хоахао весьма несложен. Он заключается в чтении утренних и вечерних молитв, обращённых к Шакьямуни, Амитабхе и бодхисаттве Гуаньинь. Домашним алтарём служит небольшое полотно («чан диеу») красного цвета, призванное символизировать вселенское единство. На полотне вышиты магические слова «быу, шон, ки, хыонг» (в прямом переводе с вьетнамского они означают «драгоценность, гора, тайна, благовоние»), которым в канонических текстах хоахао не даётся однозначного толкования. Если адепт хоахао не имеет возможности соблюсти рекомендуемый ритуал, то достаточно и внутреннего обращения к Будде. В качестве приношений Будде и к алтарю предков допускаются лишь холодная вода, цветы и благовония. В сочинении Хюинь Фу Шо разрешено совершать приношения исключительно только Будде, предкам и национальным героям Вьетнама. Вместе с тем основатель хоахао считал необходимым также поклонение реликвиям, связанным с проповедником Тэй Аном (1807—1856), чьим перевоплощением он провозгласил себя. Тэй Ан основал религиозное движение «быу, шон, ки, хыонг», которое можно рассматривать как результат взаимовлияния двух важнейших буддийских традиций (тхеравады и махаяны) и которое призывало к упрощению буддийских ритуалов.

Последователи хоахао должны выполнять ряд предписаний. Им запрещено употребление алкоголя и курение опиума, возбраняется торговля спиртным и наркотиками, участие в азартных играх. Они не должны плакать на похоронах, чтобы не препятствовать этим «освобождению души» покойного; обязаны проявлять уважение к наставникам, совершающим истинное подвижничество, а также к ритуалам, принятым в пагодах ортодоксального буддизма. Кстати, им не возбраняется посещение этих пагод. Вероучение хоахао призывает проявлять терпимость к сторонникам других религиозных учений, запрещает отвечать злом на зло.

Община хоахао принимала прежде активное участие в политической жизни Вьетнама, что дало основание рассматривать её как политико-религиозное движение. В середине 40-х гг. XX в. последователи хоахао создали в юго-западных провинциях Вьетнама собственные вооружённые отряды, просуществовавшие до середины 50-х гг. и контролировавшие значительные территории. В 60-х — 1-й половине 70-х гг. община хоахао вела активную пропагандистскую деятельность, часто публиковала сочинения Хюинь Фу Шо и комментарии к ним. Политические симпатии лидеров и рядовых членов хоахао не отличались единством. Многие видные деятели хоахао присоединились к антиамериканским силам, группировавшимся вокруг Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. В то же время некоторые другие руководители хоахао придерживались резко антикоммунистических взглядов, хотя их отношения и с южновьетнамским правительством были сложными.

После образования СРВ её руководство предприняло меры по ограничению влияния хоахао и установило жёсткий контроль над общиной. Была запрещена деятельность учебных заведений и административных органов общины хоахао. Ряд деятелей хоахао был обвинён в подрывной деятельности и подвергнут репрессиям.

Хотя в целом буддизм хоахао не вышел за рамки локального политико-религиозного движения, он пользовался и ещё продолжает пользоваться значительным влиянием. В середине 60-х гг. число его последователей на юге Вьетнама (в основном в юго-западных провинциях) составляло примерно 2 млн. человек, а в 1-й половине 70-х гг. достигло 2,5—3 млн. человек. После 1975 численность последователей хоахао несколько сократилась, но и в настоящее время превышает 1 млн. человек. Помимо Вьетнама, приверженцы хоахао есть среди вьетнамцев, живущих в различных странах мира.

© 2008—2017 Etnolog.ru