Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Шактизм

ШАКТИЗМ, принятое в индологии условное название течения, объединяющего систему ритуально-мифологических воззрений, культов и сект, связанных с почитанием Шакти — высшей силы или энергии, воплощённой в женской манифестации божества.

Истоки этих воззрений связаны с архаическим культом богинь-матерей, а также с шаманской идеологией. Представления о богине как о Шакти — подлинной энергетической основе могущества Бога становятся особенно популярными в раннем средневековье. Мифологический образ богини вырастает до олицетворения всемогущего женского начала Джаганматри (Матери мира), полностью доминирующего над своим супругом: без неё он пассивен, лишь от неё он получает свою творческую энергию. Приверженцы Шакти — шактисты (шакты) воспринимают её и как созидательную силу сознания. Её познание они считают единственным путём к спасению от тягот бытия.

Шакти имеет практически неисчислимый диапазон проявлений: от активного безличного универсального женского творческого принципа до множества конкретных сельских богинь. Особенно популярны её воплощения в образах супруги Шивы — Дурги, Кали, Умы, Парвати и т. п. Иконографически богиня изображается в двух главных ипостасях: благостной, в виде молодой, красивой и обворожительной женщины, и гневной, в виде многорукой вооружённой демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения Бога со своей Шакти — Ардханари, единое существо, соединяющее в себе женское и мужское начала, наполовину мужчина, наполовину женщина.

Священные тексты, на которые опираются шактисты, — «агамы» (древнеиндийские неведийские религиозно-философские тексты, составленные в начале 1—го тысячелетия христианской эры) и «тантры» (тексты, появившиеся в шактизме и шиваизме под влиянием буддизма ваджраяны). Главными считаются 77 шиваитских «агам».

Шактисты совершают эзотерические обряды, связанные с йогической практикой и психофизиологическим тренингом, несовместимыми с ортодоксальным брахманским ритуалом. Целью культовой практики шактистов считается изменение своего психофизиологического статуса, уподобление богине и мистическое слияние с ней. Важнейшие шактистские обряды — почитание Шакти в разных образах и её атрибутов, поклонение «гуру», чтение «мантр» и других священных формул, жертвоприношения божеству и т. п.

Шактистские секты традиционно делятся на так называемые секты «правой руки» (дакшиначары) и «левой руки» (вамачары). Последние более закрыты, эзотеричны, их ритуальная практика связана с исполнением «пяти М.», то есть пяти главных элементов ритуала, название которых начинается с буквы М: «мадья» (алкоголь), «мамса» (мясо), «матсья» (рыба), «мудра» (употребление жареных зёрен, другое значение — символические жесты рук), «майтхуна» (ритуальное соитие). «Пять М.» в ритуале соответствуют пяти «великим элементам» мироздания или стихиям (земля, вода, огонь, воздух, эфир).

Главным объектом поклонения в шактизме служит символ Шакти — «йони», женский детородный орган. Изображения «йони», иногда в соединении с мужским детородным органом — «лингой», встречаются в Индии повсеместно. Весьма популярно среди шактистов использование «янтр» — магических рисунков, геометрических диаграмм. Их приносят в качестве жертвы богине, а также используют для усиления процессов внутренней концентрации при йогических тренировках.

Храмы Шакти рассеяны по всей Индии. Наиболее известны храмы Дурги и Кали в Калькутте, храм Дурги в Майсуре, храм Минакши в Мадураи и др.

Общая численность шактистов — около 20 млн. человек (3% всего индуистского населения Индии). Шактизм особенно популярен на дравидском юге Индии, а также в Бенгалии и в Ассаме.

© 2008—2017 Etnolog.ru