Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Дёнме

ДЁНМЕ (турецк. «перевёрнутый, обращённый»), мистическая секта, отделившаяся от иудаизма в XVII в. Другие названия — «саббатианцы», «мааминим». Группа евреев города Салоники, участвовавшая в массовом мессианском движении, захватившем большинство еврейских общин Европы и возглавленном Саббатаем Цви (1626—1676), приняла в середине XVII в. вслед за своим вождём ислам. Внешне оставаясь мусульманами, Дёнме исповедовали свой собственный неортодоксальный вариант иудаизма — саббатианство. Они верили в божественность Саббатая Цви и рассматривали его появление как второе пришествие. Опираясь на свою интерпретацию Каббалы, они стремились дополнить «земную Тору» мистической «Торой грядущих времён», предписывающей именно то, что Тора Моисея и Талмуд категорически запрещали. На основе этого Дёнме, в частности, совершали оргиастические обряды.

Секта Дёнме в первой половине XVIII в. разделилась на несколько враждебных друг другу группировок, приверженцы которых заключали браки только в своей среде. Дёнме создали свою религиозную литературу на испано-еврейском языке («джудезмо»), от которой, из-за тайного характера секты, сохранилось очень немного. К началу XX в. Дёнме полностью переходят на турецкий язык и быстро ассимилируются окружающим населением. Они сыграли заметную роль в экономической, политической и культурной жизни Турции.

После выселения из Салоник в 1924 в рамках обмена населением между Грецией и Турцией Дёнме, поселившиеся в Стамбуле, Измире и Эдирне, окончательно превращаются в этнографическую группу турок. Тем не менее одна из подсект Дёнме «каракашлар», или «коньосос», — последователи религиозного деятеля Брухьи Руссо, объявившего себя в 1715 воплощением Саббатая Цви, видимо, существует и в настоящее время.

Численность этой действующей в условиях строгой секретности группы, по разным данным, от нескольких сот до нескольких тысяч человек.

Реклама: Янтра



© 2008—2017 Etnolog.ru